Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

23.09.2016

Раздел «Пресса»

«Юность»

Наверное, самый фрондерский журнал советской эпохи. И еще – один из самых модных. Батя мне рассказывал, что в 60-х — начале 70-х он чуть ли не как газета «Искра» — из рук в руки переходил, а в библиотеках из него наиболее дефицитные вещи, вроде Аксенова, попросту вырывали.

А еще это достаточно юный журнал, на фоне других советских изданий. Он появился в 1955 году, я, кстати, когда об этом узнал, был очень удивлен.

Первым редактором «Юности» был Валентин Катаев, следующим – Борис Полевой. И тот, и другой были мэтрами советской литературы, вошедшими в школьные учебники и обласканными властью, потому им с рук сходило многое, в том числе и то, что творилось в подведомственном им журнале.

А там чего только не творилось!

«Юность» была неформатна во всем, начиная со своей эмблемы, которая представляла собой довольно симпатичную гражданку с волосами-ветками, которую придумал прибалтийский художник с сложной фамилией, которую я вот прямо сейчас не смогу воспроизвести, и заканчивая «отделом писем», который был в любом издании того времени. Штука в том, что обычно на эти письма отвечали серьезно, то есть вели общение с читателем как следует. Но для «Юности» это было бы слишком просто и в ней за переписку с читателями отвечала Галка Галкина (не родственница), нарисованная девушка, которую выдумал Борис Полевой. Кстати, подозреваю, что тексты в разное за нее писали в том числе и такие люди как Арканов, Горин, Мишин, молодой тогда еще Михаил Задорнов. То есть – авторы, которые через десяток лет станут одними из лучших мастеров пера России. Они все в разное время заведовали юмористическим разделом журнала.

А их обложки! Плюнув на сине-серые журналы официоза, который не спасали даже фотоколлажи «Огонька», они смело играли с цветами и вводили на обложки рисунки, что было совершенно не типично. Красивые длинноногие девчонки, самолеты, спорт и абстракция – это обложки «Юности» 50-60-х

Впрочем, в «Юности» других авторов и не было. Редакция сделала ставку а молодых – и не прогадала. Аксенов, Ахмадулина, Стругацкие, Рыбаков, Борис Васильев, Вознесенский, Высоцкий – всех, кто сотрудничал с журналом просто не перечислишь.

Кстати, был невероятно удивлен, узнав, что именно в «Юности» впервые были опубликованы «Приключения Незнайки в Солнечном городе». Надо же.

Еще именно в нем впервые увидели свет «А зори здесь тихие», лучшая, по моему мнению, книга о второй мировой войне. Самая лучшая – и самая страшная.

Хотя если перечислять все романы и повести, которые дебютировали на страницах этого журнала, то список будет очень большой.

Попасть в «Юность» — это было признание. Причем – признание не в литературном цехе, а у читателей, что для молодых авторов было куда важнее. Помните, в «Я шагаю по Москве»? Главный герой опубликовался в «Юности» — и он на коне. Девушка смотрит на него, а не на молодого Михалкова, так-то.

Даже в сонные 70-е, когда гайки порядком подзакрутили, этот журнал умудрялся печатать то, что было неформатно. А уж когда началась перестройка!!!

«Жизнь и приключения Ивана Чонкина» Войновича с совершенно чумовыми иллюстрациями, «Федот-стрелец» Филатова, «Сто дней до приказа» Полякова. Определенно, в середине-конце 80-х журнал пережил вторую молодость, что не выпуск – бомба.

Увы, но потом его стало лихорадить, так же, как другие издания, и по той же причине. Печатного слова стало много, пропала некая эксклюзивность, опять же – все разрешено, нет фиги в кармане, а это для любого печатного издания серьезный аргумент. А потом пришли 90-е…

Но «Юность» пережила и это лихолетье. И сейчас она жива-живехонька, что, безусловно, радостно.

Фотографии взяты из открытых источников.