Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

«Четыре танкиста и собака»

18.12.2017

«Четыре танкиста и собака»

На прошлой неделе на канале «Москва. Доверие» наткнулся на начало одной из серий, после чего досмотрел ее до конца. И на душе так хорошо-хорошо стало, будто боженька по ней босыми пяточками прошелся.

Казалось бы – чего такого? А детством просто пахнуло. Тем самым, беззаботным, когда летом лето было, когда в июне снег не шел, когда детей одних на улицу до темноты отпускали и за них не боялись.

И вот в том самом детстве каждое лето непременно показывали этот сериал – «Четыре танкиста и собака».

Сняли его поляки. Тогда они с нами дружили, памятники героям войны никто и не думал сносить, а граница с ними была скорее условностью, чем препятствием.

Впрочем, тогда еще было живо поколение, которое прошло длинный путь войны в «Армии Людовой» и оно крепко держало штурвал, так что если кто и шипел «Ще не сгинела Польска», то очень тихо, в ночи и под одеялом.

Впрочем, надо все-таки рассказать, о чем сериал. Блог читают и те, кто рожден после 1991 года, они могут быть не в теме.

Собственно, сюжет его незамысловат. Молодой польский парень Янек в 1944 решает, что война вот-вот кончится, а он не одного немца так и не убил. Непорядок.

Он добирается до фронта и попадает в «польскую бригаду» (так там назвали «Армию Людову»), где занимает место радиста-стрелка в экипаже танка под номером «102». Собственно, все остальное – приключения экипажа данного танка, который потом получит название «Rudy» («Рыжий) на военных дорогах.

Собственно, в этот момент Янек перестает быть главным героем, и им становится этот самый экипаж, изначально состоящий из командира Ольгерда (в книге, кстати, он был русским Василием Семеновым), длинного силача Густлика (нас всех прикалывала фамилия актера, который его играл. Его звали Франтишек Печка), эмоционального грузина Григория Саакашвили, он же «Гжесь» (не родственник. Этот был хороший, не то что некоторые галстукоеды) и пса Шарика, умного до невозможности.

Серии в 7 Ольгерд погибал, командиром становился Янек, а экипаж пополнялся деревенским простаком Томашем, на которого с этого момента возлагалась комедийная составляющая.

Собственно, в народе сериал так и называли «Три поляка, грузин и собака».

Помимо основной сюжетной линии, есть еще пара второстепенных. Во-первых, Янек ищет отца (и находит), во-вторых, здесь не обошлось без любви. Янек любит девушку-санитарку Марусю по прозвищу «Огонек», его, в свою очередь, любит девушка-радистка Лидка. Лидку любит грузин-водитель танка Гжесь, а Гжеся… Нет, его никто не любит. Вот так получилось.

Все это в фильме дано очень контурно, схематично, без особых извивов, но в этом есть своя прелесть. Ну, если есть любовь – так она есть. А все эти вздохи-охи…

Но Янека я понимаю. Марусю играла Пола Ракса, одна из красивейших женщин 60-х годов.

Да и вообще этот сериал – он незамысловат. Наши – молодцы, немцы впятером от одного выстрела помирают и все это в черно-белом цвете.

Но, повторюсь – это и здорово. Это просто хорошее кино про «наших». Не невнятная мутотень про «Своих», в которой все закручено так, что даже создатели фильма не понимают, чего хотели сказать, а именно что про «наших». Которые и в бой, и на гармошке сыграют, и точно знают, что вон там Берлин, дойдем до него, а потом все будет здорово. И «наши» тут все – и советские, и поляки, и югославы, и венгры.

Но ведь так и думали наши деды? Главное – до логова дойти и гадину придушить, а потом жизнь замечательная начнется.

И дошли, и додушили. Жалко только деда Меркель не шлепнули, когда возможность была.

Кстати – в сериале хорошо чувствуется то, что фронтовое братство еще не было забыто. Образы русских солдат в нем выписаны с любовью. Один сержант Черноусов чего стоит.

И мы это чувствовали, потому как каждые каникулы в четыре часа дня, бросали все дела (а их летом много, особенно на даче), и устраивались перед телевизором, приговаривая –

— Янек – Януш Гайос.

и припевая:

— Powrocimy wierni my czterej pancerni, «Rudy» i nasz pies.

А, еще в последней серии Белявского очень было жалко. Он играл русского офицера Ивана Павлова и его в конце фильма убивал молоденький немец.

Гад такой!

Кстати, в одной из серий, когда герои попадали в плен, им помогал бежать из него немецкий капитан-антифашист. В фильме его по имени не называли, а вот в книге имя было. Его звали Ганс Клосс.

Но про него я расскажу завтра.

«Четыре танкиста и собака»: 1 комментарий

Комментарии запрещены.