09.10.2017
Клипы 90-х
В субботу неожиданно для себя глянул программу на Первом канале, ту, что Галкин с Меньшовой ведут. Я, ради правды, ее и до того не смотрел, когда еще там Малахов был. Я вообще подобные программы не смотрю, ибо нафиг надо.
А тут чего-то прямо вот посмотрел. Тема была забавная просто – музыка 90-х. Ну, и гости соответствующие – Сюткин, Минаев, Иванова из «Комбинации», Титомир, Лика Стар.
Врать не стану – Минаев, Лика, Сюткин – это для меня не просто музыканты. Это моя молодость. Хороши они, плохи – это каждый решит для себя сам. Лично я их очень уважаю, потому как не одни каблуки сбил, под их песни танцуя.
Но речь не об этом. Там еще демонстрировались клипы этих артистов, тогдашние. И, должен заметить, тогдашние клипы нынешние, пожалуй, что уделывают.
Нет-нет, не потому что тогда небо было голубее, а трава зеленее. Просто тогдашние клипы они реально зрелищнее. Сейчас они, бесспорно, дороже, с графикой, со всем таким, но тогда клип отражал суть песни, то есть видеоряд ее делал более насыщенной. А сейчас?
Я вот, опять же, давеча созерцал бессмертное творение группы «Время и стекло» под названием «Имя 505». Не стану судить о качестве исходного песенного материала, просто в силу того, что это будет неправильно. Еще Станислав Ежи Лец говорил, что: «Хорошая музыка — это так, которая нравится вам в 18 лет. Плохая — та, которая нравится тем, кому сейчас 18 лет». Но вот видеоряд – это что-то. Просто набор странных кадров, с юношей бьющим себя молотком по пальцу, странной девочкой в ночной рубашке и прочими вещами, от которых усы Дали еще сильнее бы распрямились.
Хотя… Может я и не прав. У этого творения такой текст, что, может, все и правильно.
Я думаю, во многом дело в том, что те клипы снимали люди, которых учили на совесть. Кино в 90-х загнулось, а режиссеры остались. Вот для них клип и был как маленькое кино, как плацдарм для будущих работ. Кто, собственно, тогда снимал клипы? Бондарчук, Хлебородов, Грымов. Они все начинали тогда, молодые и амбициозные. Да и мастера не брезговали этим жанром. Например, Алла Сурикова сняла несколько видеоклипов, а это, знаете ли!
Главное достоинство клипов тех лет и главное отличие от сегодняшних клипов – сюжет. Почему сейчас так сильно заходят клипы «Ленинграда»? Да по этой самой причине. Сюжетность. Там нет набор ярких картинок, бессистемно сменяющих одна другую и исполнительницы, меняющей кучу нарядов. Там есть история о чем-то. О девушке, собирающейся на свидание, о девушке с маленькой грудью и т.д. Плюс – хорошие диалоги. И это тоже идет оттуда, из первых российских клипов.
Прямой пример – «Бухгалтер» «Комбинации», который снял Сергей Косач в 1991 году. Он бахнул так, что нет слов. Фразу: «Давид Розенбаум, бухгалтерский учет», потом еще долго можно было слышать там и сям. Добавим сюда отличных актеров, заводную песню, отменный юмор и яркую картинку – и все. Шедевр готов.
Кстати, Косач потом снял еще немало отличных клипов, и для «Технологии», и для «КарМена». Если не ошибаюсь, «Чао, бамбино» и «Bed russian» — это его рук дело.
А вот «Лондон, good bye», один из самых знаковых клипов того времени, это уже Хлебородов. Ух, он тогда зажег, этот клип! Думаю, все, кто старше 30 лет его помнят.
А шикарный черно-белый клип «Москва» на песню «Монгола шуудана», в стиле фильмов 30-х годов?
А «Прогулки по воде» «Наутилуса», с молоденьким Марьяновым, пронзительный до невозможности?
Хотя тогда, в 90-х, в клипах часто можно было увидеть отличных артистов. Времена были невеселые, все зарабатывали как могли.
Кстати, и многих из тех, кто сейчас является примами кино и сцены, тоже можно было увидеть. Есть такой клип конца 90-х, называется «Ладошки». Пела эту песню некто Светлана Рерих. Кто такая, что еще пела – не знаю, тогда подобных певиц на одну песню было море. Главное достоинство – это ее клип.
Там можно увидеть сразу кучу знакомых лиц. Например – Максима Аверина, еще с волосами или Леонида Бараца из «Квартета И». И еще, по-моему, Анну Снаткину. Полагаю, они тогда все еще студентами были, вот и подрабатывали как могли.
Увы, но новое поколение клипмейкеров ушло от сюжетности к зрелищности. Нет, возможно это совершенно нормальный процесс и это я устарел. И все-таки – когда клип является маленьким фильмом, его хочется пересматривать. А когда нет – хочется выключить.
Фото взято из открытого доступа.
Неистово плюсую.
Ещё тут недавно наткнулся на шедевральные пластилиновые творения из программы «Доброе утро, страна». Вот где визуальный угар, граничащий с шизой. Но, блин, как же это офигительно. Попробуйте посмотреть Заплатки — завтра выходной или Дюна — Октябрятская-Партизанская.