Шрифт:
С засечками
Без засечек
| Ширина:
| Фон:

«Сага о копье»

05.06.2017

«Сага о копье»

В кино существуют знаменитые франшизы, вроде «Звездных войн» или «Индианы Джонса». Сняли фильм, он стал мега популярен и понеслись от него производные – сериалы, наклейки и так далее. Глупо было бы, если бы в наше сериальное время в мире книг не было такого же. Если первые книги цикла оказались успешными – жди продолжения, фанфиков и многого другого.

Хотя, если говорить о теме топика, это мое высказывание – оно не слишком верное. Просто в силу того, что корни одной из величайших в истории литературы фэнтази-саг уходят в начало безмятежных 80-х, когда маховик под названием «продажи» не крутился с такой неистовой силой как сейчас. Тогда было важно не просто продать, тогда еще придавали значения и тому, что именно продают.

В принципе в литературе фэнтази не так уж много проектов, которые могли бы сравниться с «Сагой о копье». Не только по качеству контента, но и по остальным параметрам – количество книг о Вселенной Кринна, игры, комиксы. Ну, кто? Конан. «Забытые королевства» Сальваторе. Естественно, те же «Звездные войны», хоть это и немного другая стезя, в смысле – это не фэнтази. Наверное, все. Есть еще Муркок, но он настолько вещь в себе…

Так собственно – о чем речь? В двух словах о самом цикле.

Некогда два автора, супружеская чета Трейси Хикмен и Маргарет Уэйс придумали свой мир и назвали его Кринн. По одной из версий, это случилось в машине, когда они ехали устраиваться на работу, по другой – как-то вечером, когда рубились в «Подземелья и драконы». Во вторую верю больше, поскольку по себе знаю, что в один прекрасный момент чужие миры надоедают и хочется создать свой личный.

Довольно быстро появилась история этого мира, следом за ним география и все остальное. А если есть это все, то герои себя ждать не заставят.

И в 1984 году в свет вышел роман «Драконы Осенних сумерек», который стал родоначальником всего и вся в этой вселенной. Для справки – сейчас библиография «Саги» — более двухсот романов, не считая фанфиков, сборников рассказов, комиксов, мультиков и так далее.

Народ это дело распробовал мигом и продолжения не заставили себя ждать.

Собственно – странного в этом ничего нет. Хорошо проработанный мир и захватывающие приключения не могут оставить равнодушными любителей не только фэнтази, но и просто хорошей литературы. А первые книги – они чудо как хороши!

Смысл саги прост – есть мир, называется Кринн. В нем уживаются многочисленные расы, хрестоматийные для фэнтази – люди, гномы, эльфы. Есть, правда, и уникальные, например – маленькие пройдохи кендеры и даже овражные гномы.

В Кринн приходит большое немирье, Зло поднимает голову, в небесах начинают парить драконы, которые вроде бы давно исчезли, и нести оттуда смерть. Группа героев отправляется в путь, дабы понять, откуда ноги растут. Собственно, этот путь и становится лейтмотивом первых книг цикла.

Ну, а дальше все было просто. Первая трилогия завершилась, и поклонники заорали:

— Еще!!!!

Еще – так еще. И появляются «Трилогия легенд» и «Война душ», «Второе поколение» и «Драконы новой эры». И еще много чего.

В какой-то момент со сцены, героически погибнув, окончательно сходят герои первых книг, но на их место приходят их же дети. Впрочем, иногда к ним, старым героям, возвращаются, чтобы написать приквелы. Мне вот очень понравились «Хроники Рейстлина».

Вселенная «Саги» разрослась невероятно, что совершенно неудивительно – проект стал интернациональным, география ее поклонников – весь мир.

Надо заметить, что до России «Сага о копье» добралась довольно шустро. Если «Властелину колец» для этого понадобилось лет сорок, то тут все обошлось десятью.

В 1994 году издательство «Северо-Запад», на тот момент самый мощный поставщик российского книжного рынка в области качественной фэнтази и фантастики, выпускает сразу две первых книги из этого цикла – «Драконы осенних сумерек» и «Драконы зимней ночи». Надо заметить, что издание было очень качественное – хорошая бумага, «родные» оригинальные обложки и очень добротный перевод. Хотя с последним проблем быть и не могло – первые книги «Саги» переводила Мария Васильевна Семенова, под псевдонимом Галя Трубицина. В определенных кругах ее уже хорошо знали по «Пелко и волки», но до оглушительной славы «Волкодава» оставался еще где-то год-полтора.

И тираж – он был космический даже по тем временам, чуть ли не 100000 экземпляров.

Так вот – эти два тома бахнули преизрядно. Ну, во-первых – это и в самом деле были очень интересные книги, а во-вторых – отпускались народонаселению они по практически ничтожной цене. Вот реально были дешевые. Если сравнивать с нынешними ценами, что-то около восьмидесяти рублей за обе. Причем, повторю – издание было качественное.

Я так думаю, что это была часть маркетинга – «СЗ» запустил классическую «замануху», чтобы подсадить народ на цикл, ну, а потом…

Но – не получилось. То есть, нет, народ-то подсел, но вот все остальное пошло сикось-накось.

Увы,но «Северо-Запад» выпустил потом только одну книгу из этого цикла. И эта книга стала настоящей легендой и первой библиографической ценностью новейшего времени.

Речь идет о «Драконах весеннего рассвета» последней части первого трехкнижия.

По поводу этой книги ходили разные слухи, но точно только одно – она стала редкостью сразу же после выхода. Почему? Напомню – тираж первых двух книг – 100000 экземпляров. А третьей – фиг знает сколько, но лично я ее видел только один раз, на развале у метро «Маяковская». И стоила она там как двадцать первых томов. Что примечательно – это было еще дешево, надо было брать. Через месяц цена увеличилась раз десять. А потом третий том и вовсе пропал из продажи.

Я не стану уверенно говорить о том, чего не знаю точно, но ходили служи о том, что весь тираж, кроме 5000 экземпляров сгорел. А еще до меня доносилась версия, что это дефицит был сотворен искусственно, дабы снять неплохую жатву с данного поля. Не знаю, что из этого правда, но могу сказать то, что время от времени на «Олимпийке» возникали небольшие партии третьего тома, продающиеся по просто непомерной цене.

Кстати, и сегодня «Драконы весеннего рассвета» оригинального «Северо-Западного» выпуска стоят очень недешево. Да и найти их сильно непросто. Всякий раз вам будут пытаться впихнуть не «Северо-Западное», а «Азбучное» издание.

Все дело в том, что года через полтора после этого свежеобразованная «Азбука» выпустила большой тираж третьего тома, который почти один в один повторял многострадальное издание «СЗ». Но почти – это не значит «совсем». Немного другая бумага, цвет обложки не темно-зеленый, а салатовый, цифра «III» на корешке стоит чуть выше, чем у первых двух томов. Ну, и еще кое-какие мелочи.

Для простого читателя это все фигня, главное — содержание.

Для коллекционера – принципиальнейший вопрос.

Ну, а потом «Азбука» поставила «Сагу» на поток, с невероятной скоростью выпуская том за томом, себе на прибыль, нам на радость.

Потом к этому делу подключилась и «Фантастика», забабахав всю серию в новом оформлении, так что сейчас любой может ознакомиться с почти полным содержанием саги на русском языке без особого труда.

И я настоятельно рекомендую это сделать. Цикл и правда отменный, по крайней мере первые книг двадцать.

 

«Сага о копье»: 2 комментария

Комментарии запрещены.