13.02.2018

Сталин.

Что? Что такое? Почему пост об этом кровавом тиране и душегубе? А почему нет? Тем более, что я не слишком признаю подобную точку зрения. Лично я считаю Сталина одним из величайших людей 20 века. Все, можете бросать в меня помидорки.

Нет, разумеется, нельзя отрицать того, что крови в 30 ушло много. Это было, это факт. Но, если копнуть поглубже…

Никто не помнит, почему Париж так быстро пал под напором немецких армий в 1940 году? Нет, дело не в том, что Германия задавила их танками, а французские полководцы лучше разбирались в винах и девочках, чем в войне.

«Пятая колонна». Их сгубила «пятая колонна». Термин этот появился во время «испанской» войны и означает внутреннего врага государства. Не только шпионов, но в первую очередь собственных граждан. В Париже было довольно много тех, кто был не против прихода немцев или был просто равнодушен к тому, что происходит. И, глядя на них, а то и слушая активную пропаганду, те французы, которые, может, и взяли бы оружие в руки, не стали этого делать. И Париж пал.

А вот с Москвой такого не случилось. Потому что у нас не было «пятой колонны». Ее расстреляли в 1927-1939 годах. Все те, кто мог помочь врагу уже давно были присыпаны землей в Бутово, в Коммунарке и других укромных уголках ближнего Подмосковья.

Я не стану спорить, возможно там были и те, кто встал бы против врага. Но в целом… Вспомните, сколько погани вылезло на оккупированных территориях? Бывшие чиновники, офицеры, жандармские чины. До них просто не добрались. Не успели.

Или вот «генеральское дело». Ну – Тухачевский, Блюхер, Якир и все остальные герои революции. «Если бы послушали Тухачевского, у нас было бы полно танков, и мы бы быстро победили!». Откуда люди выкапывают этот феерический бред?

Тухачевский (кстати, бездарный командир, и палач еще тот, почитайте, что он на Тамбовщине творил) талдычил о том, что будущее за легкими танками. Легкими. Теми, что с одним пулеметом вместо пушки. Теми самыми, которые горели в первые дни войны как свечки. Причем он предлагал выпускать их по 100000 штук в год (я не шучу), полностью свернув тракторостроение и поставки в другие отрасли. При этом он не рассматривал танки как боевую машину и планировал использовать их для психологического воздействия на противника.

А уж если копнуть его идеи относительно безоткатной артиллерии, на которую были потрачены гигантские средства и куча времени, то там такое всплывет…

Военный гений, чо…

И друзья у него были такие же. Еще в середине 30-х нашим славным полководцам с орденами на груди были представлены разработки автоматического оружия. И ни одна не дошла до массового производства. То их сочтут «полицейским оружием», то им норматив не подходит, больно быстро автомат стреляет, то еще чего. Главный же аргумент – «винтовочку и шашку ни один автомат не заменит». А дальше позвольте процитировать слова из книги писателя-фронтовика Бориса Васильева: «С немцем хорошо издаля воевать. Пока вы свою трехлинеечку передернете, он из вас сито сделает».

Опять же – спасибо им. Якиру, Тухачевскому, Примакову, Уборевичу и еще полутора десяткам отцов-командиров. Кстати, если не ошибаюсь, именно Уборевич с Якиром в основном забраковывали те образцы вооружения, с которыми потом была одержана победа в войне. Вот что это – глупость или умысел? Поди теперь, выясни.

Потому мне никогда не было жалко комдива Котова из «Утомленных солнцем». Чего его жалеть? Семью — да, жалко. А его — нет.

Хотя – все относительно. Заговор-то они против Сталина таки состряпали. Правда, топорный, как и все то, что эти полководцы делали в своей жизни.

Кстати – еще одна кровь, в которой винят Сталина. И, как по мне, не слишком справедливо.

Не кричите, не ругайтесь, пойдем от обратного.

Вот вы главный. В стране, в смысле. Спите по паре часов в день, поднимаете ее из руин, выводите ее на новый уровень, пашете как папа Карло. И тут вам сообщают, что группа военных задумала вас сместить. Причем не только сместить, а устранить физически. И еще словами оскорбляла постоянно, называя «усатым тараканом», «сухоруким тираном» и «рябым уродцем».

При этом к обиженным властью их отнести никак нельзя. У каждого есть квартира в центре Москвы, личное авто, служебное авто, огромное жалование и народная любовь, которую людям внушил именно «рябой уродец». Он сделал военных самыми популярными людьми в стране. Даже несмотря на все проколы и просчеты, о которых можно и нужно почитать. Там, на самом деле, такой бардак был, особенно в хозяйстве Блюхера…

И несмотря на все это, военные хотят вас убить, а все, что вы годами создавали, ради чего горели на работе, ваше детище хотят разрушить. И, вдобавок, у них очень-очень дружеские отношения с представителями Германии, с которой так-то вроде все нормально, но это до поры до времени. Раньше или позже двум медведям станет в одной берлоге тесно.

А у вас под рукой, естественно, имеются карательные органы. Это же государство, как без них.

Вот теперь скажите мне – как бы вы поступили? Ну, вот лично вы? Сдались бы этим «наполеончикам» со словами: «Стреляйте меня»? Или послали к ним всем на квартиры крепких ребят в фуражках с малиновыми околышами?

Я бы выбрал второе. Даже не сомневайтесь. Потому что я здравомыслящий человек.

Черт, похоже в один пост не уложусь. Продолжим завтра.

P.S. Данный пост отражает исключительно точку зрения автора.

Рывок технологий

12.02.2018

Рывок технологий

Вчера задумался о том, как же все-таки быстро развивается техническая мысль в наше время. Нет, серьезно.

Собственно – что подтолкнуло к этому. «Ералаш». Вчера краем глаза увидел кусочек сюжета, снятого то ли в конце того века, то ли в начале этого, в нем фигурировал мобильный телефон. Здоровенный, раскладной и с экранчиком размером с спичечный коробок. А прошло-то всего лет 15-18.

Впрочем, и про телефоны, и про «Ералаш» я уже писал. А вот рывок технологий…

На самом деле 20 век в этом плане вообще показателен. Ну, сами посудите – всего каких-то 100 лет назад достижением науки считался аэроплан «Илья Муромец» о шести, одно над другим, крыльях (по-моему), пистолет «Маузер», автомобиль «Руссо-Балт», разгоняющийся аж до 50 км/ч и футуризм. Последнее относилось к медицинским достижениям.

Трамвай тогда называли «чугункой», женщины только-только начинали бороться за свои права, пробивали себе место за хирургическим столом и на телеграфах, вызывая смех у сильного пола заверениями в том, что «еще полвека и мы вам ужо покажем!», 90% населения страны пахало и сеяло, в городах народу было всего ничего, а еще все чай пили из самовара и вечера были упоительны.

Ну, хорошо, согласен, ровно 100 лет назад в это время вся страна дружно стреляла, бежала, грабила, болела тифом и «испанкой», и никто особо самовар не раскочегаривал. Но 105 лет назад – точно так и было.

100 лет! Это с точки зрения истории вообще ни о чем. И тем не менее – оно же есть. Сто лет назад «чугунка», а сейчас за 4 часа от Москвы до Санкт-Петербурга доехать можно.

20 век – век прорывов и слова «великие». Великие свершения, великий полет в Космос, великие рывки технологий, Великая Война. Это был век, когда человечество творило невозможное. Тысячелетние устои и уклады были просто сметены к чертям, этот век перемешал все.

В начале века в телефонную трубку кричали «Барышня, барышня», а в его конце запросто можно было вынуть телефон из кармана и тут же позвонить в любую точку мира.

В начале века радио использовалось только в военных нуждах, в основном на флоте и называлось «прибор, предназначенный для показывания быстрых колебаний в атмосферном электричестве», а на излете века любой из нас воспринимал его исключительно как фон на работе или в машине. Оно устарело, зачем радио, если есть телевидение? А сейчас и телевидение уже так, забавушка. Есть интернет, накой нужен телевизор?

А ведь есть еще медицина, химия, физика… Сколько всего за какой-то век изобрели люди. Возникает ощущение, что кто-то там, сверху, открыл некую заслонку и оттуда сыпануло!

И это я молчу про японцев, который вообще отожгли!

В 1875 году Япония феодальная страна. Вот – вообще феодальная. Прямо чистое средневековье. Самураи, гейши и прочая экзотика. Как в 1000 году жили, так в 1870. Ни электричества, ни железных дорог, флота тоже толком нет.

  1. Япония надирает зад России. Реально. Надирает. «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» и все такое. Это он японцам не сдавался. Нет, правда не сдался. Но вы подумайте – 30 лет! 30 лет – и у них вместо средневековья наступил прогресс. За 30 лет японцы освоили все новинки Запада и зафигачили флот, который разнес по камушку флот огромной России.

1975 год. Япония лидер по производству электроники и высоких технологий.

За 100 лет от средневековья к высоким технологиям! Мало того – Япония  задает тон в этом сегменте всему миру уже бог весть сколько времени. Как?????

Нет, я знаю, что в основном технологии двигают войны, так было, есть и будет. И недостатка в них в минувшем веке не было. Но все равно – какие-то 100 лет. Три-четыре поколения. Мой прадед родился при царе-батюшке и, возможно, телефон впервые увидел уже взрослым человеком. Его праправнук, мой сын, по-моему, никогда в жизни не видел проводного телефона.

Кстати – сейчас многие печалятся, мол: «Нынешние дети мало читают, мало гуляют». Ну да, мало и это плохо. Но это вполне логично.

Давайте так – мы с чего много читали и много гуляли?

Да у нас альтернативы не было. У нас развлечений было – кино, театр, музей и книги. И еще две программы телевидения, по которым все равно ничего особо не показывали.

Театры и музеи отпадают сразу, в кино каждый день не походишь, так что оставались книги. Самое доступное и самое интересное из развлечений. Ну, и гулять, само собой.

А у них есть свободный доступ к любому информационному потоку. И они его используют на полную.

Если бы у нас был интернет и онлайн-игры, хрен бы мы столько читали и гуляли, отвечаю.

Хотя, конечно, ограничивать доступ детям в сеть нужно, это да.

Вот как-то так. Сумбурно вышло, зато от души.

Э.П.Ф.

08.02.2018

Э.П.Ф.

Сегодня в свет вышла последняя книга о приключениях Эраста Петровича Фандорина. По сути, это прощание с ним, несмотря на то, что сама книга называется «Не прощаюсь».

Грустно. Вот грустно. Я как-то настолько привык к тому, что раз в два года выходит новый том, в котором Борис Акунин рассказывает историю жизни этого благородного мужа, что даже не верится, что все, наступил финал.

Первая книга из жизнеописания ЭПФ вышла в аккурат 20 лет назад, в 1998 году. И, к слову, публика ее распробовала не сразу. Тогда много чего печатали, каждую неделю на книжный рынок выбрасывались сотни новинок на любой вкус, и «Азазель», несмотря на необычное название и необычную же черно-белую обложку, прошел как-то незамеченным, как и «Турецкий гамбит», и «Левиафан». А потом – бабахнуло!

Все начали зачитываться Акуниным, это стало трендом. Черно-белые книжечки с необычной графикой на обложке читались в метро, на лекциях, на работе – везде.

Самое забавное, что я тогда это общее увлечение как-то пропустил. Мой роман с ЭПФ был впереди.

«Распробовал» я Акунина только в 2000, летом, при довольно забавных обстоятельствах.

Заночевал я как-то у одной подруги на «Площади Подбельского». Я тогда неженатый был, и вел подобающий для свободного молодого человека образ жизни, то есть развлекался по мере сил. Так вот – пока я дрых, она из моего рюкзака стянула новую книгу, если не ошибаюсь, Перумова, а взамен положила «Левиафана» Акунина. Ну, чтобы по-честному было.

Замену я обнаружил только в метро, когда ехал домой, в Теплый Стан. Для понимания – разные концы Москвы. Делать нечего, стал я его читать. Метро не автобус, в окно не посмотришь. В том смысле, что нет там ничего интересного. Темнота да провода на стенах.

Скажу честно – это был если не катарсис, то близко к тому. Настолько проза и стилистика Акунина была не похожа на все то, что тогда предлагал книжный рынок, настолько у него был хорош слог, что я по ходу движения изменил маршрут, и вместо дома тут же отправился в «Олимпийку», где и купил все остальные вышедшие на тот момент книги из этой серии, то есть – вплоть до «Коронации». Купил бы и из других серий, но до «Приключений магистра» и так далее, БА еще не добрался.

В принципе, оно и хорошо, что я не сразу на Акунина подсел. Эдакое богатство мне тогда в руки упало – сразу семь томов! Собственно, больше в те выходные я на улицу и не выходил. Я читал. Даже нет, не просто читал – я упивался этими книгами.

А потом началось ожидание. Через год вышли «Любовник смерти» и «Любовница смерти», потом, еще через год, «Алмазная колесница», потом время ожидания увеличилось – Борис Шалвович начал работать над другими проектами, которые, впрочем, я тоже не пропускал. Исключение, пожалуй, составила только недавняя «Счастливая Россия». Как-то не зацепила она меня. Да еще «Пелагея» мне показалась скучноватой.

Многие ругают последние книги о Фандорине. Их обвиняют в контурности, ходульности, и вообще во всех грехах.

Но не я. Хотя где-то критиков я понимаю. Просто эти люди хотят вернуть те, первые ощущения, который были при прочтении этого цикла, но подобное невозможно. Они не желают понимать, что за 20 лет изменилось все. Изменился мир вокруг нас, изменился автор, изменился и сам герой. Он хоть и литературный, но возраст есть возраст.

А самое главное – изменились читатели. Если «Азазеля» я читал относительно беззаботным молодым человеком, даже не перевалившим за «тридцатник», то последний том будет читать погрузневший дядька, который в этом году перевалит через сорокапятилетие. Естественно, восприятие этого мира и у меня, и у этих критиков стало другим.

Они пытаются вернуть свою молодость. Неплохая попытка, но вряд ли она увенчается успехом.

Я же наоборот, рад видеть трансформации ЭПФ, которые происходят с ним в каждой книге. Ведь через какие-то я и сам прошел, какие-то мне предстоят. Например, мне очень понравилось размышление о приближающейся старости. Ну, мне до нее далеко, но тем не менее. Ведь как точно сказано в роман «Весь мир театр»: «Самый существенный вывод, извлеченный из прожитых лет, сводился к предельно короткой максиме, которая стоила всех философских учений вместе взятых: стареть — это хорошо. «Стареть» означает «созревать», то есть становиться не хуже, а лучше — сильнее, мудрее, завершенней. Если же человек, старясь, ощущает не приобретение, а потерю, значит, его корабль сбился с курса.»

Романы Акунина о Фандорине для меня то же, что для Пушкина когда-то была «Женитьба Фигаро». В час печали я могу взять с полки любой том из жизнеописания ЭПФ, и вскоре забыть о невзгодах, погрузившись в текст.

На этом, я, пожалуй, и закончу этот пост. Можно было бы еще много чего написать про ЭПФ – и о трех экранизациях (очень разных и очень славных, замечу), и о спектаклях (Красилов в РАМТе был дивно хорош в роли Фандорина), и о иллюстрациях Сокурова, и о Мебиусе, и о «Троллопе» мистера Фрейби, и о княжне Софико Чхартишвили, на которой закончилась мистификация публики, и о играх разума Бориса Шалвовича, благодаря которым каждый новый роман мной сразу перечитывался дважды – первый раз я следил за сюжетом, во втором прочтении я отыскивал аллюзии и реминисценции. И о том, какое влияние он оказал на меня, как на автора, это вообще на три страницы текста будет. Можно обо всем этом написать, но пока не стану. Это немного другие темв. А в данном посте я просто рассказываю о Эрасте Петровиче Фандорине, который за 18 лет стал мне очень близок. Он стал мне другом.

Но я с ним не прощаюсь. Книгу еще не привезли.

06.02

06.02.2018

06.02.

Написать пост хочется, а про что – не знаю. Нет, темы есть, но как-то лениво какую-то из них собирать в некий пост. То ли не выспался, то ли еще чего.

Потому поступлю просто – стащу тему поста у мировой истории. Поглядим, чем славен нынешний день.

Например, по 6-му февраля можно проследить карьерный рост Наполеона Бонапарта. В 1792 году он как раз в этот день получил звание 2-го лейтенанта корсиканской армии, а в 1794 стал аж командующим французской армии в Италии. Вот, я понимаю человек был нацелен на успех. И ведь без всяких «коучей» и тренингов. За два года от лейтенанта до командующего.

Мужик, уважаю!

А вот в 1904 фигня вышла, как раз 6 февраля Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, что стало началом русско-японской войны, в которой огромная Россия крепко огребла от маленькой островной Японии.

Еще одно знаменательное событие. «ЧК» в этот день переименовали в «ГПУ», случилось это в 1922 году. Еще десяток лет, и ГПУ превратится в НКВД, а по ночным улицам спящих советских городов помчатся черные авто с поджарыми ребятами в фуражках с малиновым околышем.

1935 год ознаменовался вот таким фактом – именно 6 февраля в продажу впервые поступила, наверное, самая популярная настольная игра всех времен и народов «Монополия». И правда хорошая игра, мне нравится.

Но это мы уже совсем к нашему времени подобрались. Глубина веков интереснее.

Да вот хотя бы. В 1415 году сожгли Яна Гуса, просветителя и исследователя. Весело, с шутками и прибаутками, как и водится во время казней еретиков. А и то – вот был ты профессор Пражского университета. Статусная должность, даже в Средневековье. Что тебя в ересь понесло? Жил бы как все коллеги – пил пиво, ел «рульку», излишествами разными нехорошими занимался. Но нет, не жилось Гусу легко и привольно. Результат – аутодафе.

Сам виноват. И сподвижника, Иеронима Пражского за собой на тот свет утащил, его потом тоже сожгли.

Что забавно – в аккурат на эту дату через 120 лет в Англии отрубили голову другому умнику, Томасу Мору. Тут, правда, ересью и не пахло, тут все случилось по политическим мотивам. По крайней мере, формально. Мор отказался признать Генриха Восьмого главой англиканской церкви, по причине ревностного католицизма, за что и пострадал. Но это официальная версия. А на деле – кто знает. Церковь не очень любила его как такового и «Утопию», написанную им в том числе. Так что, может и за идею пострадал мужик.

К слову – положение-то у него было посерьезней, чем у Гуса. Бывший канцлер, как–никак. А финал одинаковый – смерть.

Ну, и под занавес – кто нынче родился.

Хорошие все больше люди.

Например, в 1313 году родился Джованни Бокаччи, автор первого интимно-светского романа в истории человечества и жемчужины времен Возрождения. Речь идет о «Декамероне». Вещь интереснейшая даже сегодня. Ну да, скабрезная, но в том и смысл.

Еще в этот день родились два превосходных артиста, оба наши, русские.

В 1899 году на свет появился Сергей Мартинсон, гений сцены и киноэкрана, ставший своим не для одного поколения зрителей. Да мы все его с детства знаем. Это его голосом шакал «Табаки» кричит в «Маугли»:

— А мы пойдем на Север!

Чуть менее полувека спустя родилась Валентина Титова, как по мне – одна из самых красивейших актрис всех времен. Обожаю ее Ольгу в «Щите и мече». Исключительной красоты женщина!

А еще сегодня днюха у Сергея Чигракова, он же «Чиж». Я врать не стану, мне нравятся его песни. Особенно «Снова поезд» и «Дорожная №2». Ну, и «Фантом», конечно.

Вот такой вот вышел пост и, признаюсь, интересно его было писать. Надо будет взять на вооружение. Как нет мыслей – вот такое и забабахивать.

«О превратностях климата»

05.02.2018

О превратностях климата.

Вот что я вам скажу, граждане – раньше было лучше. Не в смысле – вообще, а в смысле погоды.

Кто постарше, тот помнит, что в старые добрые времена слово «аномалия» имело преимущественно геологический смысл и, как правило, соотносилось только с Курской областью и тамошними магнитными делами.

Не было в СССР аномальных морозов. И аномальных снегопадов тоже не было. Были просто морозы и просто снегопады. Потому как зимой в наших широтах ничего другого, в принципе, быть и не должно. А если нет снега и мороза, а с неба труха какая-то мокрая летит, то это тоже не аномалия никакая, это «не погода, а срань господня».

«Аномальная» хрень появилась одновременно с ФМ-диапазонами, толпами журналистов-недоучек и непрекращающимися ТВ-новостями. До них у нас с погодой нормально было. Во «Времени» под мелодию «Манчестер-Ливерпуль» Анна Шатилова скажет просто «В Москве 18-20 мороза. Снег». И все. Просто зима. Просто снег. Все в порядке, товарищи.

А теперь-то! АААААААААААААААААААААА! Второй день валит снег! Все, аномальная зима, невероятные завалы, мы все умрем!!!!!

Понятное дело – новости все, кому не лень передают, надо же как-то выпендриться. И ведь смакуют еще – «Погибло уже 20 человек!». Прямо вот с удовольствием девушки из телевизора, те что с невероятно невнятной дикцией, подобные вещи произносят. Вот прямо радуются. Потому как главное рейтинг. А 20 человек в масштабах страны так, семечки.

Люди, ну как обычный снегопад, который растянулся всего-то на день, причем не в Африке, а зимой и в средней полосе России, может стать аномальным? Да блин, мы северная страна. У нас так всегда должно зимой быть. Даже снег в мае и то не такая уж аномалия.

И еще мне понравилось – «Самый масштабный снегопад за последние сто лет». Что за хрень? Начнем с того, что сто лет назад на дворе стоял 1918 год. Голод, разруха, «испанка», по всей России громыхает гражданская война от темна до темна. Кто там какие наблюдения вел, кому они нужны были? Выживали люди. Хотя, не исключено, что те, кто вчера эту ахинею по телевизору нес, перепутали записи метеорологов со стихами Блока. Ну, теми, которые: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек». А чего нет? Сами знаете уровень знаний нынешних телевизионщиков. Если «корову» через «о» напишут, то уже за счастье. Какой уж там Блок…

Но бог с ней, с гражданской войной. Но вот лично я помню свое детство и тогда подобные снегопады, опять же были нормой вещей. Классе в третьем я учился, так тогда по январю столько снега нападало, что сугробы были выше меня тогдашнего. Идешь в школу как в лабиринте, и только небо черное со звездами над головой. Красота!

Просто не забивали себе люди тогда этой ерундой голову. Зима и есть зима. -20 и снег – это нормально, так и должно быть. Хорошо же! Холод бодрит, воздух свежий, щеки румяные, курицу за окно вывесить можно! Да не забыть для синиц кусочек сала положить в кормушку.

И так оно было тогда всегда. И это правильно.

Чадо сейчас в школу отводил – ох, он и доволен! И по снегу пошнырял, и в сугроб по колено залез, и на красивые деревья в снегу поглазел. Радости – немеряно! Щеки красные, хоть прикуривай!

И остальная его банда из лихого 2 «А» такая же. Им и в голову не придет, что это все аномалия, для них это правильная зимняя погода. Если что и печалит, так это то, что надо математику вместо горки зубрить. Потому как в такую погоду на горке самое оно.

В общем – зима пришла, граждане. Правильная зима, со снегом и морозом. Дай бог, чтобы на подольше, надоела сопливая погода. Которая, к слову, как раз и есть в наших широтах аномалия.

«Холодная война»

01.02.2018

«Холодная» война

Увы, но данное словосочетание стало звучать все чаще. Печально это. Я, знаете ли, противник всяческих войн, я человек доброй воли. Нет, я прекрасно осознаю, что война — это естественное состояние человечества и самый сильный двигатель прогресса, но все-таки я считаю, что худой мир всегда лучше хорошей войны. Нет в войне ничего хорошего, ни в обычной, ни в «холодной».

Вообще этот термин появился достаточно недавно, по меркам истории, в конце сороковых годов, в Америке. Придумал его писатель Джеймс Оруэлл, тот что написал «Скотный двор». Увы, но братание наших и американских солдат на Эльбе не стало первым кирпичиком в стене дружбы и быстро забылось политиками, которые уже через год решили, что той страшной войны народам маловато, и начали деятельно готовиться к новой. Причем с обеих сторон, не стоит себе врать.

К слову, мне довелось в 90-е пообщаться с одним ветераном, так он о тех временах вспоминал с недоумением.

— Нормальные ребята эти американе были – говорил он мне – Такие же как мы, только форма маленько другая. А так – один в один.

Подозреваю, что и простые американцы из Оклахомы или Кентукки, которые тогда, на Эльбе, выпивали и плясали с нашими солдатами точно так же не понимали, отчего эти славные русские парни вдруг стали почти врагами.

Политика, мать ее. Кто в ней когда кого о чем спрашивает?

Но почему всегда за столкновение держав должны расплачиваться обычные люди? Да, это закон бытия, но как же он надоел, этот закон.

Сразу поясню – я не за Америку, не за Европу, не за общечеловеческие ценности и на за всю прочую галиматью. Мне все это пофиг. Я вообще аполитичен по сути своей.

Я за то, чтобы нас, простых людей, перестали втягивать в эти дрязги.

Я за то, чтобы мы все просто жили так, как и положено нормальным людям, ценя простые радости Земли.

Я за то, чтобы Олимпиада была такой, какой ее задумали древние греки, какой ее возродил Пьер де Кубертен. Чтобы она была праздником Спорта, а не филиалом Евровидения, где оценивают не песню, а дружеские отношения с соседними державами. И не чьей-то частной лавочкой, в которой можно решать, кто туда едет, а кто нет.

Черт, даже Гитлер в свое время провел в Берлине Олимпиаду, на которой выступали негры, евреи, славяне, и никто не посмел их тронуть пальцем или позволить себе провокацию. Даже этот проклятый мясник не смешивал политику и Большой Спорт. Очень жаль, что нынешние немцы стали еще хуже, чем их не столь далекий предок.

А сейчас ее превратили в Большой Бизнес и Большую Политику. Причем не только с их стороны, но и с нашей. Одни упыри по телевизору, брызгая слюной орут, что они лично никого туда не пустят, другие вопят о том, что надо ехать и всем-всем-всем показать, чьи в лесу шишки.

Но ни один из этих поганцев даже не думает о тех, кто на самом деле пострадал. О спортсменах, которые живут ради этих олимпийских мгновений, и обычных людях, которые просто хотели посмотреть праздник Большого Спорта.

Еще я за то, чтобы сегодняшние дети не воспринимали таких же детей с другой стороны земного шара как потенциальных врагов. Им делать будущее, и входить в него с ненавистью не есть хорошо.

У меня вообще есть мечта. Собрать всех этих вершителей судеб человеческих по всему земному шару, да и забросить на какой-нибудь необитаемый остров. И оставить там годика на два. А потом приехать туда, похоронить их останки, и глянуть на последнего оставшегося в живых.

Нет, один точно останется. Самый сильный, самый ловкий и хитрый. Знаете, в природе такого называют «крысиным королем». Если десяток крыс поместить в замкнутое пространство, то раньше или позже останется только один. Он пожрет остальных и разрастется до невероятных размеров.

Вот тут будет тоже самое. Хотя если сравнивать политиков и крыс, то крысы мне симпатичнее. Они живут простыми инстинктами, а эти твари успешно мимикрируют.

И жрут нас.

Собственно, это и есть та самая «холодная война». Только теперь она не между державами. Она между нами и теми, кто велит. И мы пока проигрываем. Если начали смотреть друг на друга, и прикидывать, как кто выглядит в прорези прицела – точно проигрываем.

Зимние забавы (окончание)

30.01.2018

Зимние забавы (окончание)

Надо уже закончить эту тему, а то выйдет как обычно, я о ней забуду и все. На самом деле это моя не лучшая черта. Я могу написать «но об этом завтра», на следующий день блогом не заниматься, а через день сойти на другую тему.

Так что – коньки, последняя из основных зимних забав.

Коньки у нас любили всегда. Правда, как-то так наплывами, если можно выразиться. Всплесками, что ли.

Ну, не будем трогать дореволюционные времена, когда эффектные барышни в шубках скользили по льду трогательно поддерживаемые кавалерами в пальто с бобровыми воротниками. Чего о них вспоминать, тогда было тогда.

Лучше вспомнить о 50-х. Тогда коньки стали зимней забавой номер один и это очень поощрялось. Все московские пруды превращались в катки, на которых вечером было не протолкнуться. Из репродукторов неслась веселая музыка, народ дружно скользил по кругу, а еще там можно было выпить горячего чаю с булочкой. Если хотите представить, как это было, посмотрите финал первой серии «Покровских ворот». По свидетельствам очевидцев, там все один в один.

Мало того – нормой было залить каток во дворе. Типовые площадки-«коробки» тогда еще не строили, потому пацанва выбирала уголок двора из тех, что менее используемый, договаривалась с домуправом и творила себе основную зимнюю радость. Не все жильцы были этим довольны, но, как правило, ребятня находила понимание у взрослых. Носов это великолепно описал в рассказе «Наш каток».

Потом грянули 60-70, в которых наше фигурное катание взошло на престол. И хоккей тоже. Это тут же спровоцировало безумный всплеск интереса к данному спорту. Всем немедленно захотелось не просто прокатиться на коньках, а добиться больших успехов. Секции по этим видам были забиты желающими под завязку, а телетрансляции матчей и турниров были не менее популярны, чем Штирлиц и «Ну, погоди».

Кстати – фигурное катание смотрели даже патлатые хиппари и прогрессивная молодежь, уважающая модную музыку. Иностранные фигуристы не были связаны идеологически верными путами худсоветов, и запросто могли закладывать петли и выдавать «двойные тулупы» под «The Rolling Stones», или даже «The Doors». Потому перед каждым чемпионатом к телевизорам подключались катушечные магнитофоны, и любители рока с нетерпением ожидали выступления англичан, американцев или «фргшников». После из записи вырезались голоса комментаторов (которые, кстати, были людими в основном понимающими и старались особо не болтать в это время), запись монтировалась, а после звучала из всех окон.

В 80-90-е любители льда снова сместились в сторону простых катков и тамошних тихих радостей, а секции порядком опустели. Время было непростое, до спорта ли тут? Ушли в прошлое дворовые катки, «коробки» потихоньку разрушались, а в Парке Горького лед заливали так, что он больше был похож на буераки. И это несмотря на то, что именно там всегда был главный каток Москвы. Даже главнее, чем на ВДНХ.

А в 2000-х все началось сначала. На этот раз моду установило телевидение. Многосерийный проект Авербуха и Жулина взбодрил народ и вернул интерес к этому виду спорта. Да и московские власти вспомнили о том, что каток – любимая забава москвичей, а потому уделил этому немалое внимание, к их чести. Нет, когда есть, тогда есть, чего врать?

Даже на Красной площади каток забабахали! Мало того – своим катком обзавелся всякий приличный торговый центр, там за небольшую денежку можно поскользить по льду. И даже взять коньки напрокат, если своих нет или их лень нести с собой.

Вообще-то мне коньки нравятся больше чем лыжи. Есть в этом какое-то изящество. Опять же – барышни, если кататься умеют, очень красиво крутятся на месте и тянут ножку, приятно же поглядеть!

Да и дома, как говорил дядя Миша в «Ералаше», с ними проще. Лыжи что? Везде мешают, падают и гремят. А коньки повесил на гвоздь – и все, никаких забот.

Правда без лыж балкон не балкон, конечно. Как на балконе без лыж, десятка кирпичей, мешка со старыми игрушками и пустых трехлитровых банок? Это традиция.

А сам я на коньках кататься не умею. Так и не научился. Как в детстве пять раз подряд упал, отбив задницу, так и плюнул на это дело. Но на каток в юности ходить любил. Как было сказано, там всегда можно выпить горячего чайку с булочкой или даже глинтвейна, и завести знакомства с красивыми девчонками.

Хороший все-таки это спорт – коньки!

Использованы фото, находящиеся в сети в открытом доступе.

Филокартия

29.01.2018

Тихие радости

Филокартия

Уверен, что большая часть тех, кто читает этот пост не знает, что такое «филокартия». Ничего зазорного в этом нет, я и сам этот термин узнал пару минут назад, когда собрался писать этот пост.

Филокартия – это коллекционирование открыток. Редкое, не побоюсь этого слова, хобби. Ну, в наше время редкое, если точнее. Лет тридцать-сорок назад это было более часто встречающееся явление.

Нет, есть в России клуб филокартистов, и даже пара журналов, посвященных этому хобби, но говорить о какой-то массовости не имеет смысла. На фоне филателистов и нумизматов филокартисты явно проигрывают.

Как мне думается, виной тому массовое отмирание открыток как таковых. Нет, не то чтобы прямо совсем отмирание, но… Что, собственно, осталось? Одни поздравительные открытки с забавными мордашками или надписями, вот по сути, и все. Да и те дарятся либо ради шутки или с денежкой внутри.

Но по основному своему профилю, почтово-дружескому, открытки практически не используются. А потому и широкого ассортимента их теперь не существует.

При этом совсем еще недавно люди обменивались открытками чаще, чем письмами. Во-первых – это было удобно, чиркнул пару строк на обороте – и вроде как молодец. Во-вторых – красиво. Ну, и удобно. Зашел на почту, выбрал открытку покрасивее, сразу там ее заполнил – и все, дело сделано.

А выбор был гигантский.

Я это еще по своему детству помню.

Например, новогодние открытки работы художника Зарубина. По сути, они канонизировали облик деда Мороза, Снегурочки и сказочных животных. Как минимум пара-тройка поколений воспринимала их именно такими благодаря данным открыткам.

Или открытки к 9-му Мая. Ветераны, как правило, рассылали их незадолго до праздника друг другу. Они были всегда строгие, всегда в красно-белой цветовой гамме, там всегда фигурировала красная звезда и гвоздики. Впрочем, встречались открытки и с известными картинами и плакатами, относящимися к концу войны.

А годах в 50-60 открытки были еще шикарней. Тогда они несли в себе еще и просветительскую функцию, поскольку их лицевая часть была украшена картинами великих русских художников. Так сказать, лозунг «Искусство – в массы» в действии.

Еще в большой чести была кулинарная серия. На картинке было фото блюда, а сбоку был написан его рецепт. Собрав коллекцию таких картинок, можно было сварганить из них кулинарную книгу.

А если глянуть дореволюционные открытки, так и вовсе онеметь можно – такая это красота замечательная!!!

Врать не буду – из моих знакомых открытки никто не собирал. Вот как-то не сложилось.

Но мне открытки всегда нравились. И отправлять их нравилось, и получать. Есть в этом некая почтовая магия, особенно если получить такую красоту под Новый Год.

Кстати – на этот Новый год я отправил нескольким читателям «зарубинские» открытки и сделал это с большим удовольствием. Один дружественный мне портал провел что-то вроде конкурса «Получи открытку от автора» и я сразу согласился в нем участвовать.

Электронные письма и открытки – это замечательно, но все-таки истоки забывать не стоит. Есть в настоящей открытке какая-то изначальная уютность. Что-то из детства, если можно так сказать.

Поэт

25.01.2018

Поэт.

Это будет довольно короткий пост. Просто очень трудно написать что-то про Владимира Высоцкого, которому сегодня исполнилось бы 80 лет. Не потому, что мне нечего сказать. Просто на 1/6 части суши нет людей, которые про него не знали бы. Какой смысл рассказывать о том, что все и так знают?

Да и как по-другому может быть?

В 19 веке нашим всем был Пушкин.

Во второй половине 20 века нашим всем стал Высоцкий.

Если бы пришлось проводить опрос «Что объединяет людей в СССР», то, думаю, все назвали бы его имя. Он был своим для всех – для полярников и продавцов, для водителей и ветеранов, для учителей и сталеваров.

Он был для них Володей Высоцким, тем человеком, который понял что-то очень важное в этой жизни, и пытался об этом рассказать всем.

Для меня лично Высоцкий был всегда. Батя слушал его постоянно, а потому для меня хрипловатый голос Владимира Семеновича был естественен с детства. Это была часть моего мира, моего «я». Есть Солнце, Луна, летние и зимние каникулы, арбузы на исходе лета и Новый Год. И есть Высоцкий. Его не может не быть.

И даже когда его не стало, он остался со нами. Не может до конца умереть тот, кто дарил другим счастье, вот какая штука. Он не может уйти навсегда, раствориться в синеве неба, и стать всего лишь воспоминанием.

Он остался в нас, тех, кому щедро дарил свой талант и жар своего сердца.

С 1980 прошло уже много лет. Нет той страны, и люди давно другими стали. Да что там – поколения сменились.

И что ведь интересно – Высоцкого сейчас слушают те, кто не застал ни то что его при жизни, но и страны той, про которую он писал, не видали в глаза.

Значит, не в социальной составляющей дело?

Значит, в чем-то другом?

Значит, в чем-то другом.

«Легенда № 17»

24.01.2018

«Легенда № 17»

Надо будет больше не писать фразу «но об этом завтра». Как только ее напишу, так непременно назавтра с блогом не складывается.

Так вот – «Легенда № 17». На мой взгляд, лучший российский фильм текущего десятилетия. Нет, слава Богу, за последние вообще у нас много хороших фильмов сняли. Если честно, даже можно сказать что возрождаются лучшие традиции нашего кинематографа. Стало больше жанрового кино, еще мы вроде наконец-то переболели «комедиями» а-ля «Андреасян». Ну, это тех, в которых снимаются резиденты «Камеди» и как правило юмор все больше ниже пояса используется. Да вы их помните – «Остров везения», «Дублер» и так далее. В свое время Сарик Андреасян их пачками снимал, по три-пять в год, как когда-то в 90 Эймраджан, ну и другие режиссеры из молодых ими не брезговали.

Что отрадно – талантливый Андреасян (это я не иронизирую) в результате от этого отошел и снял очень и очень глубокое кино – «Землетрясение», которое я всем рекомендую посмотреть, если еще не видели.

Так вот – сдается мне, что именно «Легенда» и стала точкой отсчета. Тогда продюсеры поняли, что в кино наш зритель ходит теперь не только на «поржать». Что и серьезное кино нас интересует.

Хотя, если честно, фильм был изначально не мог провалиться в прокате, как мне думается. Там все части паззла под названием «успех» сошлись в одной точке.

Первое – тематика. Кто бы что не фырчал, кто бы что не говорил, а советское снова вошло в моду. Под словом «советское» я в первую очередь имею нечто некое общее собирательное, чем можно гордиться. Например – то, что это была империя, с которой считался весь мир. Вынужден был считаться. Россию столько гнули за последнюю четверть века, что просто-таки нужно найти нечто, что укрепит наше самосознание. И этим стало то время.

И я считаю, что это правильно. Тогда нас не любили, но боялись. Сейчас нас не любят и не боятся. Надо это как-то менять. Любить нас и дальше не будут, но пусть знают, что если надо, то… Ну, вы поняли. Нет, я человек доброй воли, я за мир во всем мире, но кое-каким зарубежным политикам (именно им) пора бы уже дать понять, что броня крепка и танки наши быстры. И что, если надо, мы снова развернем полевую кухню в центре Берлина. Или Вашингтона.

Второе – актеры. Козловский, Меньшиков, Мадянов. Те, кого зритель любит.

Третье – режиссер. Я считаю Николая Лебедева одним из лучших российских режиссеров дня сегодняшнего. Каждая его работа – попадание в цель. «Звезда» — единственный фильм двухтысячных о войне, который не является лубком, «Змеиный источник» с совсем юной Екатериной Гусевой, «Апостол» с Евгением Мироновым. Ну, а что до «Волкодава»… Исключение только подтверждает правило.

Кстати, следом за «Легендой» Лебедев снял «Экипаж», который на тот момент побил все рейтинги посещаемости. Я тоже сходил. Хороший фильм.

И четвертое, которое является самым главным. Те, о ком этот фильм. Валерий Харламов. Это в самом деле легенда, как и та сборная по хоккею, как и Анатолий Тарасов. Это люди, которые при жизни были почти богами, а после смерти ушли прямиком в историю.

Разумеется, я перечислил не все слагаемые успеха этого фильма. Например – внимание к деталям. Атмосфера 70-х передана в нем невероятно точно. Здесь не увидишь на заднем плане небоскребов «Москва-сити» или иномарок, рассекающих по улицам. Все аутентично, вплоть до причесок, автоматов с газированной водой и кулька с апельсинами.

Сюжет я пересказывать не стану, но нельзя не сказать о постановке ледовых баталий. Это то, что можно пересматривать до бесконечности. Как же там снят хоккей! Если не знать, что это кино, можно подумать, что это игра.

Финал фильма, первую игра суперсерии, я пересматривал раз, наверное, двадцать. Но тут словами не опишешь, тут смотреть надо.

В общем – очень правильный, точный и своевременный фильм. Если не видели – стыд вам и позор.

Но главная его ценность в другом. Шутки шутками, но после «Легенды» в секциях хоккея был всплеск посещаемости. И это очень здорово. Кто знает, может, так новые Харламовы, Зимины, Петровы появятся? Талантами нашу Россию Господь не обделил, главное их не потерять.

А еще радостно, что вроде наверху снова сообразили, что спорт – это лицо страны. Вон, Мутко наконец куда-то сплавил, чтобы он не вредил. Еще бы чиновников разогнать из Госкомспорта и бывших спортсменов туда посадить, тех, кто на своей шкуре знает, что это такое…

А, да. Еще говорят, что «Движение вверх» сильно хороший фильм, приблизительно на ту же тематику. Увы, еще не видел. Но непременно гляну.