Зимние забавы (продолжение)

22.01.2018

Зимние забавы (продолжение)

Собственно, решил продолжить тему, начатую на той неделе. Ну, а почему нет? Она ничем не хуже остальных.

Итак – хоккей (коньки оставлю на сладкое).

Хоккей, в отличии от санок, лыж и коньков, и даже, прости Господи, керлинга, забава относительно новая. В смысле – с шайбой. На траве-то в него играли с давних времен, правда, не называя эту забаву хоккеем. Но в своем нынешнем виде он обрел жизнь только в позапрошлом веке, что по спортивным меркам новье невероятное.

В СССР хоккей любили, особенно начиная годов в 60-х. Нет, он был и раньше, но до 60-х на первом месте стоял футбол. А вот потом дело переменилось, чему очень поспособствовало два фактора. Первый – появились настоящие тренера-мастера своего дела – Чернышов, Тарасов и Бобров. Второй – хоккей очень уважал Брежнев, возглавивший к тому времени страну.

У нас спортивная линия всегда зависит от любви вождя. Вот Сталин – он с молодости любил пулевую стрельбу. Результат – в тридцатые только и делали, что стреляли, по движущимся и неподвижным мишеням. Так сказать – «возьмем винтовки новые».

Ельцин теннис любил, когда трезвый был. Ну, то есть играл пару раз в год. И сразу у нас турниры начали проводить, даже федерацию основали. Причем, что любопытно, Ельцин от «синьки» давно коня двинул, а турнир остался.

Путин – тот дзюдо любит и лыжи горные. Результат описан в предыдущем посте, там, где про Сент-Мориц говорится и Красную Поляну.

А вот Хрущов и Мишка Меченый спорт не любили, потому их правление громкими успехами на этой ниве и не увенчалось. Хотя правление последнего вообще ничем особо не увенчалось, кроме «сухого закона» и логично последовавшего за ним развала страны.

Так вот – Брежнев очень уважал хоккей, и он при нем обрел невероятную популярность, изрядно потеснив футбол.

Игроки титульных команд были не менее популярны, чем артисты и певцы, а может, даже и более. Магомаева-то в основном слабый пол уважал, а Харламова и Фирсова – даже мужики. Аудитория у них была куда как больше.

«Ледовые витязи», «герои клюшки и шайбы» — вот как их называла пресса. «Наш Валера», «наш Толя» — так их называли в народе. «Наш». Большей награды было не найти.

Даже самые голосистые и скандальные жены не рисковали вставать на пути у советского мужика в тот день, когда показывали финальные матчи чемпионата или, что куда серьезней, международные игры. Оно и понятно – хоккей в 60-80 это не просто игра. Это национальная идея, под которую, тем более, отлично идет пивко с таранькой.

А как славно было обсуждать тонкости любимой игры летом, на лавочке, под то же пивко, коротая время в ожидании новых игры и чемпионата. Как упоительно разбирать действия игроков нынешних и восхвалять тех, кто уже покинул Большой Спорт, забыв о том, что лет десять назад говорилось почти то же самое.

— Кто? Третьяк? Да он молодой еще! Вот Коноваленко был!

— «Зима»? Ох да, он хорош! Троих сразу мотает!

— Наш Валера-то им просраться даст! Он шайбу с воздуха бьет!

Люди любили хоккеистов и прощали им все. Если машины и квартиры артистов, литераторов и ответственных работников кое у кого вызывали раздражение («Вот за что им все дают, чего они такого сделали полезного?»), то здесь «волги» и «двушки» в центре Москвы не вызывали никаких возражений. Ребята престиж страны поднимают и бьются на льду как звери, так что все по заслугам.

И ребята на самом деле бились за честь страны и команды до последнего. Именно за это, а не за миллионные гонорары. Для них честь советского спорта была не просто так, они ощущали себя бойцами на переднем крае.

И мы гордились своей страной, потому что в ней есть такие парни, которые могут творить чудеса.

Потому мне и печально было смотреть чемпионаты мира на рубеже веков, да и потом тоже.

Тогда ушло последнее поколение еще «тех» хоккеистов и пришло новое – с жвачкой в зубах, надменной усмешкой, мол, «да у меня все равно в НХЛ перерыв, чего за Россию шайбу не погонять» и стремящееся не выиграть в матче, а показать собственную крутоту. Команды не было, были красавчики с «капами», которые демонстрировали личное мастерство, устраивая показательные выступления.

И вылетая из отборочных туров, не доходя даже до «четвертушки», что еще лет десять назад было немыслимо.

Способствовали этому и государственные дуболомы. Вы думаете, Мутко – это дно миров? До него тоже идиотов хватало. Тренер у команды был ровно до первого проигрыша. Поражение команды сразу вызывало снятие тренера.

В свое время так поступили с Быковым, что вызывало недоумение у всех, кто интересуется хоккеем.

Быков в свое время принял команду, которую «командой» можно было назвать только по недоразумению. Он перестал вызывать в сборную пачки бесполезных «легионеров» и сделал ставку на игроков внутреннего чемпионата, на молодых и амбициозных ребят.

Быков заставил страну поверить в то, что мы еще можем выигрывать. И выигрывал. Впервые за десятилетия выигрывал. А потом несколько игр проиграл. Это спорт, так бывает. Но не для российских чиновников от спорта.

И его сняли. Как когда-то великого Тарасова. Какие-то идиоты в костюмах от «Бриони», которые ни разу на лед не выходили и умели только мести языками, сняли того, кто вернул людям надежду.

Но главного он добился, хоккей снова стал популярным. На трибунах снова стали кричать «Шайбу! Шайбу!», а молодые игроки перестали мечтать о непременном отъезде в Канаду, поскольку наша КХЛ стала не хуже.

А еще сняли фильм «Легенда №17», но о нем – завтра.

Зимние забавы

19.01.2018

Зимние забавы

В Москву наконец-то пришла зима. Ну, как пришла? Асфальт чуть припорошило снегом, а по сторонам дорог появились… Эээээ… Мини-сугробы. Они похожи на снежные цитадели моего детства приблизительно так же, как пироженка на торт, в смысле размеров, но по нынешним временам – хоть что-то. Две недели назад и того-то не было. Две недели назад, в начале января у нас была весна. По утрам пели птицы, стоял туман, а дворники неуверенно топтались с лопатами, прикидывая, не пора ли сажать цветы.

Так что – нынче у нас зима. Вчера вообще весь день шел снег, радуя горожан белизной и особенным снегопадным свежим и чистым воздухом. По крайней мере ту их часть, которая передвигается своим ходом, без автотранспорта. Погода была – снег! Хорошо!

Стало быть, пришло время для снежных забав. В основном спортивно-оздоровительного типа, потому как лепка снеговиков и строительство снежных крепостей, увы, ушло в прошлое. Снег, конечно, шел, но если его весь пустить на это дело, то на остальное может не хватить.

Так-то у нас их много, в России, имеется в виду. Но основных – четыре. Санки, лыжи, хоккей и коньки.

Про санки я уже писал в том году, потому поговорим про оставшиеся разновидности. Конкретно сегодня – о лыжах.

Увы, увы, но этот вид отдыха как-то просел. Во времена моего детства сбегать на лыжню было нормой вещей, а сейчас если встречаешь человека в лыжном костюме, то совершенно не обязательно, что он вообще умеет стоять на лыжах. Просто данный костюм удобен по нашим погодам вообще. Это раньше лыжник был в синей «олимпийке» на молнии и шапочке «петушке», теперь костюм любителя снежных трасс куда более наворочен.

Во многом лыжный отдых сместился куда-то в районы Сочи и Сант-Морица, став частью респектабельного отдыха, где главное, не гикая пронестись по склону, а показать насколько у тебя крута экипировка и подруга с собачкой, которую она таскает под мышкой. Еще к лыжам прилагается высокая кухня, комфортный отель и услужливый персонал.

В Москве же на лыжах можно увидеть в основном людей старшего поколения, для которых это часть юности. Бабушки и дедушки – вот кто главный покоритель сугробов в мегаполисе. Среднее поколение, вроде меня еще помнит интонацию, с которой надо орать «Лыжнююю», но вставать на нее не стремится. То ли отбили охоту к этому делу уроки физкультуры в старших классах, то ли еще чего. Но не тянет, врать не буду.

Ну, а молодежь предпочла коньки и тюбинги. Мы вот в то воскресенье ходили на пруд, где у нас горки, так там народу было огромное количество. И никого на лыжах. Вообще. А в старые времена соотношение было если и не 50 на 50, то 60 на 40 точно.

Да оно, в принципе, и понятно. Лыжи, как известно из «Ералаша», штука неудобная, не то что коньки. Опять же – коньки в нынешнее время это тренд. Но об этом я отдельно напишу потом.

И все-таки немного жалко, что лыжников стало меньше. Все-таки часть национальной культуры.

Хотя, возможно, это только у нас, здесь. А в Сибири, думаю, сколько их было, столько и осталось. Все знают, сибиряк – значит лыжник.

И правильно. Лыжи из зимних видов спорта – самый полезный. Нагрузка на все виды мышц, закаливание, преодоление себя. Ну да, преодоление. Помню, классе в девятом физрук отправит четыре круга по два километра накрутить, так уже в начале третьего дышишь как паровоз и думаешь об одном – только бы не упасть. Упадешь – пропадешь, потому как за тобой еще два с половиной десятка рыл по снегу лыжами скользят. Затопчут и не заметят. И бежишь, бежишь, бежишь… А потом снег жрешь, потому что в глотке пересохло.

Хотя тогда главный ад был не в этом. Потом надо было лыжи домой нести, переодеваться и бежать обратно в школу, на последний урок. Вот такие у нас были изверги в 931. Причем урок такой, что хрен его задвинешь, геометрия там или алгебра. До сих пор не знаю, что им мешало нам дать возможность лыжи в школе оставлять….

Но зато мы росли сильными, выносливыми и неплохо разбирались в типах взрывчатки. В последнем ничего странного нет, мысль о подрыве школы приходила каждому из нас в голову после каждой зимней физкультуры. Правда, так этого никто и не сделал, понятное дело.

Немного о ностальгии

15.01.2018

Немного о ностальгии

Я как-то писал уже о ней. Не тут, в блоге, а в одном из романов цикла «Файролл». Но там был скорее философский экзерсис, говорящий о том, что, если часто вспоминать прошлое, можно остаться без будущего. Сегодня же я хочу поговорить о другом.

Третьего дня я беседовал с одной знакомой, которая три года назад свалила замуж в Канаду. Брак распался, но она там так и осталась. И вот теперь ее мучит ностальгия, особенно в новогодние и майские дни. Нет-нет, никакой тоски по беленькой березке и раскурявому клену резному, этого добра и у нее в районе озера Эри хватает. Скорее – по Москве, по ее атмосфере и всему такому. Мол – тут-то не так, а у вас-то там так.

Не хочется осуждать приятельницу, особенно с учетом того, что знакомы мы добрых лет десять, но есть в этом некое ханжество. Особенно если учесть, что после моей фразы: «Так вали ты из этой Канады обратно сюда» она резко сменила тему и начала рассказывать о тоннах кленового сиропа, который у них там в чести. И даже пообещала прислать баночку.

На самом деле не одна она такая. У меня много знакомых, которых разбросало по свету, от Новой Зеландии до Аргентины. Мое поколение вообще было склонно к перемене мест, особенно если учесть, что «четвертак» нам бахнул в середине 90-х, когда по сути, для населения нашей страны открылись все шлагбаумы в мире. Был такой момент, когда «свалить из страны» было проще, чем съездить на Черное море. У меня тоже была пара шансов, но я ими не воспользовался. Не захотел. Мне и тут хорошо.

Так вот – мало кто из уехавших в разговорах не жаловался на щемящую ностальгию по Родине. И у всех даже слова были одинаковые. И интонации, если говорить о вербальном общении. И все они переводили тему сразу после того как я говорил: «Так возвращайся».

Есть такой фильм «Окон в Париж», а в нем есть момент, где главный герой втаскивает через окон-портал из Франции в Петербург своего друга, который полчаса распинался о том, как он мечтает вернуться на родину. Со слезой в голосе мечтает, мол – пропади все пропадом, лишь бы в домой, домой…

И вот он дома! Вон «Аврора», вон Ленин верное направление мосластой бронзовой рукой показывает, прямо на пивную. Такая паника охватывает эмигранта, такой ужас!

Потому что мечтать проще, чем решиться на возвращение. А если не хочешь обратно – чего жаловаться? В свое время был сделан выбор, все было взвешено, обдумано. Чего теперь-то? И ведь главное – даже на побывку приехать не хотят. Чего проще – возьми билет, приезжай на пару недель и отдохни душой. Нет. Потому что причитать проще, чем куда-то ехать. И бесплатно это.

Нет, на самом деле есть вещи, к которым привыкнуть трудно, никто не спорит. Например, у Лильки, еще одной моей знакомицы (она, к слову, никогда не причитала «Вот бы домой»), уехавшей на пару лет в Лос-Анжелес поучиться, да там и осевшей, по-первости была дикая засада с едой. Американская еда – она вообще не как наша, и я лично могу это засвидетельствовать. Так что первые полгода она ездила через полгорода в русский магазин за продуктами. Потом, правда, пообтесалась.

Нет, там правда с едой беда. Довелось мне в начале этого века отпробовать американские сосиски. Настоящие, откуда-то то ли из Мичигана, то ли из Иллинойса. В банке.

В каком-то смысле это было произведение искусства. Ну, в бытовом смысле. Сначала дергаешь кольцо в нижней части банки. Она делает «пшшшш», там идет какая-то химическая реакция и банка нагревается.

Потом дергаешь кольцо сверху, оно невероятно легко открывает банку. Присчем края у крышки тупые, чтобы ты не порезался. Как им это удается – фиг знает, но факт.

Сосиски в банке:

Красивы;

Ароматно пахнут;

Расположены так, чтобы их было одинаково удобно и вилкой цеплять, и пальцами;

Разогреты до температуры «само то». Они не огненно-горячие, но и не противно-теплые.

То есть – все прямо вот… Вот!

И при этом они, сука, безвкусные! Вот вообще! В них есть все, кроме вкуса. Они как солома. Да в соломе больше вкуса, чем в них.

При этом они на самом деле насыщают, причем где-то на четыре часа. Подозреваю, на банке, которая была покрыта листами текста со всех сторон, про это тоже было написано.

Американская консервированная еда, она как сами американцы – разумная, практичная, полезная (или, как минимум, безвредная), красиво упакованная, но при этом рафинированная и генно-модифицированная.

И она без вкуса!

Вот тут в ностальгию верю. Если ты воспитан на нашей еде, может, не очень полезной, но зато вкусной, к другому привыкнуть трудно.

Нет, может где в Техасе или Кентукки дело обстоит по-другому, но я тогда много разной другой еды попробовал. Она вся такая. Например, растворимый шоколад растворяется в любой воде, даже ледяной. Он коричневый, питательный и пахнет шоколадом. Но вкуса у него тоже не было.

Наше «три в одном» и в кипятке растворяется плоховато, зато если уж растворится, то и согреет, и голод забьет.

Так что тут да, тут взвоешь поневоле. Пока не привыкнешь. Лилька привыкла.

Но, возвращаясь к началу, тут еда, тут телесное. А вот все остальное… Не знаю. Возможно, мне не понять метаний души уехавших, но я считаю так – если выбрал дорогу, то иди по ней.

Или возвращайся назад.

Но не ной.

Марк Захаров

11.01.2018

Марк Захаров

Вчера написал о «Том самом Мюнхгаузене», а сегодня подумалось – собственно, почему у меня до сих пор нет поста о Марке Захарове? И это при том, что лично я считаю его лучшим режиссером современности (да простят меня многочисленные плодовитые товарищи).

Причем как театральным, так и кинорежиссером. И там, и там Захаров добился совершенно заслуженного успеха. Каждый его спектакль становился явлением, на который ломились толпы зрителей. И не только на премьеру.

В 1967 году на «Доходное место», его дебютный спектакль в качестве режиссера театра Сатиры, было не попасть. Заметим – 1967 год. Время безраздельного царствования «Таганки» с Любимовым и его жадными до ролей и перфоманса актеров, и ефремовского «Современника», переживающего свой «золотой век».  А здесь – камерный, по сути, театр, начинающий режиссер, которого толком никто не знал, и такие же молодые актеры, у которых за плечами только «Щука» да пяток ролей в кино – Андрей Миронов и да Татьяна Егорова.

И – оглушительный успех. Публика сносит двери, а Фурцева, глянув на это дело, закрывает спектакль. Слишком уж резко это звучало для 1967 года. Кабы лет на шесть пораньше – тогда да. А тут…

Собственно, все остальное, что Марк Анатольевич поставил в «Сатире», тоже вошло в классику этого театра. А «Проснись и пой» до сих пор частенько показывают по ТВ, хотя спектаклю этому скоро как полвека.

Ну, а после Захаров возглавляет театр им. Ленинского Комсомола, который находится в полуразобранном состоянии и пребывает на задворках театральной Москвы, находясь где-то между театральными любительскими студиями и выпускными спектаклями студентов-актеров. Да, так и было на самом деле. Но это пока не пришел Захаров.

Очень скоро этот театр в Москве начинают называть «Ленком», а билеты в него становятся конвертируемой валютой. То есть их начинают дарить в конвертах завмагам и стоматологам, наравне с билетами на закрытые показы иностранных фильмов или билетами на концерт Высоцкого.

Из ничего, из того, что было, Захаров построил Театр. С лучшим репертуаром, с мощнейшим актерским составом, в котором каждый – звезда. Збруев, Шанина, Броневой, Пельтцер – там очень длинный список.

Каждый спектакль – как бомба. Сначала – «Тиль» с молодыми еще совсем Караченцовым и Чуриковой. Потом «Парень из нашего города», в котором Захаров зажег одну из самых ярких звезд нашей сцены и экрана — Александра Абдулова. А дальше – понеслась – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Вор», «Жестокие игры». И в 1981 – «Юнона и Авось».

Ну, про «Юнону» надо отдельный пост писать, тут двумя словами не отделаешься.

И так дело обстоит до сих пор! Ленком – это Ленком, думаю, никому ничего объяснять не надо.

А еще есть кино. Очень любимое народом кино, которое он знает наизусть.

Самое забавно, что в активе Марка Анатольевича всего-то семь фильмов. Это очень немного. Но зато как минимум пять из них, на мой взгляд таковы, что иным с двадцатью такого успеха не добиться.

Два из семи – это «Стоянка поезда две минуты» и «Дом, который построил Свифт». Вот как-то недопонял я их, особенно «Дом». Нет, там есть все, что я ценю в Захарове – актерская игра, полуирония, немного абсурда, немного гротеска, Горин, наконец. Но – не доходит до сердца. Может, дело в том, что я никогда не любил Свифта? Ни когда был ребенком, ни став взрослым дядькой? Не понимаю я его силлогизмов, не воспринимаю этот камерный интеллектуальный юмор.

Зато пять других! Я их просто перечислю и все, что-то он их рассказывать нет смысла, вы все их видели. А если нет – беда.

«Формула любви», «Тот самый Мюнгхаузен», «Двенадцать стульев», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо».

Ну, и о чем тут писать? Это золотой фонд нашего кино, разобранный на цитаты.

Скажу только, что «Обыкновенное чудо» экранизировалось два раза. Первый раз еще в 1964 году, по сценарию самого Шварца. Причем ставил ее не абы кто, а великий Эраст Гарин, в ролях были Видов, Консовский, Вестник. Но кто сейчас помнит эту, без сомнения, прекрасную экранизацию? Почти никто. Потому что «Обыкновенное чудо» — оно одно. С музыкой Гладкова, с Леоновым, Абдуловым и Симоновой, то самое, предновогоднее. Захаровское.

А еще Марк Захаров – он сценарист. Все видели «Звезду пленительного счастья», «Землю Санникова» и «Узник замка Иф», но мало кто знает, что именно он писал к ним сценарии.

И уж совсем почти никто не в курсе, что именно Марк Захаров автор писем «незабвенной Катерине Матвеевне», тех, что красноармеец Сухов пишет своей супруге, шагая по пескам.

И только как киноактер он совсем почти не состоялся. «Почти» — это потому что в одном фильме он все-таки снялся. В эпизоде. Правда, почти случайно.

Дело было в том, что Миронов, Захаров и Ширвиндт – они друзья. И вот как-то Ширвиндт уехал в Харьков, на съемки в ленте «Умеете ли вы жить?». Он отправился туда на поезде, как всегда невозмутимый и дружелюбный.

Что делают Миронов и Захаров? Решают разыграть Александра Анатольевича, и летят в Харьков на самолете и встречают его на съемочной площадке.

Отдельно стоит заметить, что Ширвиндту и в этом случае не изменило его хладнокровие, что немало огорчило шутников.

Зато они снялись в эпизоде данного фильма, который и стал единственным в биографии Захарова.

Марк Захаров

А секундный момент с участием Миронова потом выносили на афиши кинотеатров,  позже, в наше время и на обложки дисков. Потому как – Миронов.

Про Марка Анатольевича еще много чего рассказать можно. Но лучше будет, если вы просто посмотрите его работы. Или прочтете книги, у него их несколько. Поверьте, это сделать стоит.

Утраты

10.01.2018

Утраты

Еще немного о годе ушедшем, годе 2017. Прошелся он по нашей культуре как каток, вот какая штука. Очень много хороших людей забрал. Но особо хотелось бы остановиться на двух ушедших от нас талантах.

Михаил Задорнов.

Человек безграничного таланта, это признавали даже те, кто его не любит. Он умел сплетать слова в предложения так, что нынешним «стендаперам» и не снилось. Да, по сути, он и был «стендапер» № 1, поскольку задолго до прихода в Россию этого жанра он начал строить свои концерты не на заготовленных юморесках, а на простых жизненных наблюдениях. Что, если не стенд-ап его монологи о поездке в Америку? Он и есть.

Мне довелось побывать на нескольких его выступлениях и скажу прямо – это было нестерпимо великолепно. Почему «нестерпимо»? Потому что уже через полчаса адски начинали болеть щеки и бока, от смеха. Хохот не утихал ни на минуту.

А еще Михаил Задорнов был единственным, кто поздравлял россиян перед курантами с Новым Годом. В смысле – всегда это делает кто? Глава государства. Генеральный секретарь или президент – без разницы. В 1991 году это сделал он – писатель-сатирик. Причем данное обращение народом было воспринято нормально. Ельцин же в тот день уже набухался до крайности, не вязал лыка, и довести дело до конца (в прямом эфире), естественно уже не мог. Мишку «Горбатого» видеть уже никто не мог, от него людей блевать тянуло, да и что ему делать на телеэкране, в канун 1991? Вот и поздравил страну Задорнов. Причем всем это даже понравилось. В невменяемые времена увидеть на экране нормального человека – это всегда приятно.

Кроме Задорнова таким не может похвастаться никто.

Ушел от нас в 2017 и актер Леонид Броневой.

Киноролей у него было не так и много, он в основном был театральным актером. Я видел его в «Женитьбе» и «Королевских играх». Это был истинный мастер, он «держал» зал от и до.

Но основная зрительская масса знала его, естественно, по кино. И каждая роль у Броневого была как алмаз, сверкающий массой граней. Можно вспомнить много его ролей – и «Похищение «Савойи», и «Агонию», и «Формулу любви», и «Резидента». Но есть три основные роли, как мне думается.

Эксцентричный, незлой и недалекий Герцог из «Того самого Мюнхгаузена». Здесь все сошлось в одной точке. Негромкий голос и скупая мимика Броневого, режиссерский талант Захарова и блестящие диалоги Горина. Сцен войны с Англией, когда Герцог беседует с Мюнхгаузеном я лично считаю эталонной. «Господин барон! Ну как дома, все ничего, все здоровы? Сдайте шпагу!». Переходы филигранны. Но писать про это тяжело, тут надо смотреть.

Велюров из «Покровских ворот». «Ми-ма-мо. Мосэстрада». Практически все фразы этого персонажа ушли в народ. Причем, что важно, они произноситься могут только с одной интонацией. Той, что была у Броневого. Ну как можно по-другому сказать: «Заметьте, не я это предложил?» или «А кто не пьет? Назови? Нет, я жду!»

И конечно же Генрих Мюллер из «Семнадцати мгновений весны». Тугой воротничок, поглаживание затылка, хитрый взгляд. Из всей когорты фашистской клики, показанной в этом фильме он был самый запоминающийся. Именно этот фильм первым показал нам того врага таким, каким он был. До «Мгновений» фашистов изображали в основном или безлико, или карикатурно, что по сути было неверно. Нам противостоял враг матерый, опытный, безжалостный и умный, поставивший или на колени, или под ружье почти всю Европу. И то, что мы сломали хребет этой гадине – это подвиг. Не велика заслуга победить дурака, а вот одержать верх над такими врагами – это да. Жалко только, что кое-кто, кое-где в районе Полярного круга об этом забыл, шастая по мемориалам дохлой немчуры. Но речь не об этом.

И образ, созданный Броневым это подтверждает полностью. По идее, Леонид Сергеевич мог больше ничего не играть, одной этой ролью войдя в историю советского кино, настолько она точна и великолепна.

Увы, но эти люди от нас ушли. И не они одни. Список утрат в 2017 велик – Вера Глаголева, Алексей Баталов, Олег Видов, Георгий Тараторкин, Алексей Петренко, Дмитрий Марьянов. Про каждого из них можно написать очень много, поскольку каждый из этих актеров – эпоха. Да, эпоха. Каждый из них снялся в фильмах, которые смело можно назвать «вестниками времени».

Да и 2018 начинается в этом плане не ахти. Сегодня ушел из жизни Михаил Державин, великий русский актер, которого знала вся страна.

Светлая им всем память!

Под занавес

09.01.2018

Под занавес

Что остается от новогодних праздников, когда они закончились? В детстве у меня оставалась светлая грусть, потому что вместе с ними заканчивались и зимние каникулы, а впереди маячила третья четверть, самая длинная и самая нудная. Кстати, те же чувства сейчас обуревают мое чадо, он с печалью отсчитывает оставшиеся дни до выхода в школу.

Когда я стал постарше, я себе этим всем голову уже не забивал, поскольку сразу после Нового Года у меня начиналась сессия и было не до раздумий. «Алказельцер» — и в бой, сдавать трудовое право, гражданское право (ненавижу! Столько лет прошло, а все равно!) и кучу других прав, помелкотравистей, вроде римского.

А сейчас даже не знаю, что после них остается. Печали нет, так как в некую новогоднюю сказку и чудо я давным-давно не верю. Нет, некие странности имеют место быть, но это проходит по категории «довели матушку-природу». Я о том, что в Москве все новогодние была полноценная весна, а южные штаты Америки и даже Сахару засыпало снегом.

Так вот – печали нет, ощущения «эх, бздынькнуло!» тоже нет. В сухом остатке только впечатления от прошедших праздников.

Самое яркое – встреча с другом Герой Смородинским и любезными моему сердцу читателями в «Пилзнере». Было весело, было шумно, было пиво и застольные разговоры. Очень славно посидели. Очень. Единственное – увы, не всем смог уделить должное внимание, за что мне крайне совестно. Ну, и урок на будущее, надо будет попросторней кабак в следующий раз найти, так, чтобы можно было мигрировать вдоль стола.

Но было здорово! Ряд читателей визуализировался, если можно так сказать. Одно дело фотка «Вконтакте» и совсем другое, когда ты точно знаешь, кто как выглядит. Очень я доволен!

Новогоднее телевидение. Как я писал в том году, у наших телевизионщиков есть интересная причуда. Они непременно запускают по всем каналам один и тот же фильм на праздниках, и крутят его без остановки. В этом году таких фильмов было два – «Мери Поппинс, до свидания» и «Гардемарины». Когда я в том году я писал, что они мне хорошо зашли, я не подозревал, что в этом их покажут раз двадцать, если не больше. Когда бы я не включил телевизор, по какому-то из каналов непременно шевелил усами Боярский и раздавалось вечное: «Софья! Алешка!».

Что до непосредственно новогодних программ, то тут тоже без сюрпризов.

Проще всего было с «Россией». Я давно и небезосновательно подозреваю, что они вовсе прекратили снимать что-то новое и просто показывают «Огонек», снятый еще десять лет назад. В 2018 показали программу 2008, в 2019 покажут то, что было в 2009. И никто, по сути, не заметит этого факта. Все равно там все одно и то же – однообразный интерьер, мужчины, переодетые в женщин, сусальный Басков, несмешные шутки, неискренне смеющиеся звезды, звездуны и звездульки всех рангов, а также заросший диким волосом Киркоров.

«Первый» хоть как-то внял требованиям зрителей и выкатил в этом году более-менее пристойный контент. Ну, очень более-менее. По крайней мере это было красиво снято, хоть что-то. Нет, весь опостылевший бомонд был на месте – Пугачева в парике, Кобзон на лавочке, Ротару, доведенная пластикой до такой степени, что так и хотелось ее назвать «София-тян» и, естественно, заросший диким волосом Киркоров. Причем последний аж три раза. Зачем он был нужен в таком количестве, мне неизвестно, но был.

При этом конферанс был неназойлив, виды Москвы хороши, Гарик Сукачев за рулем автобуса харизматичен и отдельные исполнители очень радовали.

А, вот еще. Ближе к концу программы мне довелось услышать трек, который меня поверг «в восторг». Исполняли сей шедевр известная мне Вера Брежнева и неизвестный мне Дан Балан. Назывался трек «Наше лето». Сразу после прослушивания данного шедевра я погуглил автора музыки, и им, к моему великому удивлению, оказался все тот же Дан Балан. Любопытно, что по этому поводу сказал бы Крис Ри? Просто я всю жизнь считал, что песню «Lookin For The Summer», которая, собственно, и звучала в эфире, написал именно он. Видимо, ошибался. Не исключено, что именно Крис Ри и подрезал музыку у этого самого Балана. А, может, и текст тоже.

Но вообще – капец какой-то. Не скажу про Балана, поскольку не имею понятия кто это такой, но г-жа Брежнева, покрутившись лет пятнадцать в музыкальном мире, могла бы знать, кто такой Крис Ри.

Хотя – о чем я? «Жила-была девочка, золотистые косы». Какой там Крис Ри… Максимум «Антошка-Антошка».

С остальными каналами все было совсем просто – все те же, все там же. Ну, и, конечно, заросший диким волосом Киркоров, куда без него.

А так – обычный вышел Новый год. Ни лучше, ни хуже. Теперь будем поглядеть, каким сам год будет.

Итоги года 2017-го и приблизительный план на 2018 год

             Итоги года 2017-го и приблизительный план на 2018 год

Год выдался неплохой. Хороший, я бы сказал, был год.

Написано в нем году четыре романа полностью и начат пятый. Опубликовано три книги – две в «Альфе» и одна в «Эксмо». Плюс с переменной интенсивностью ведутся переговоры с издательством «АСТ» на предмет переиздания первых книг цикла «Файролл», по три романа под одной обложкой. Многие меня спрашивают, где их купить в бумаге, вот, если все сложится, в следующем году и будет ответ на этот вопрос.

Теперь немного похвастушек))) Хотя, по сути, это наши общие похвастушки – если бы не вы, читатели, хвастаться мне было бы нечем.

Побывал  той зимой автором недели на «Лабиринте». Вот умеют там это дело красиво оформлять, прямо глаз радовался!

Литрес. Тут все относительно неплохо. Три книги попали в топ «Книги недели», одна в «Книги месяца», причем на третье место, следом за Акуниным и Роулинг.  В рейтингах самых продаваемых авторов месяца я весь год плавно перемещаюсь с 7 на 8 место и обратно. Мигрирую, так сказать))). В «Топ-100 самых продаваемых книг за 2017 год» «Гробницы пяти магов» заняли 92 место. Хотелось бы повыше, но, с учетом того, что из нашего брата-мужика- отечественного фантаста там вообще мало кто был, все не так и печально. Там, собственно, только и отметились Круз с Злотниковым  в шестом десятке, Каменистый на 90 месте и Лукьяненко на 94.

Амазон. В этом году только начал с ним работать. В «Топ-1000 самых продаваемых книг» добирался до седьмой сотни. Сначала печалился, что так невысоко, но потом узнал, что рейтинг кончается где-то на трех с половиной миллионах. Немного после этого повеселел. И все-таки хотелось бы хотя бы «Топ-250».

Блог. Тут я свинтус, во второй половине года как-то стал реже в него писать. Извиняет только то, что многие темы, интересные мне я уже осветил, а высасывать материал из пальца я не хочу. Но все-равно – плохо.

Так, по личным итогам все, перейдем к творческим.

План, намеченный на уходящий год был выполнен далеко не полностью. И с «Ковчегом» не сложилось, и с «Архипелагом». Правда, была написана незапланированная «Чужая сила».

В общем, в этот раз я решил обойтись без разбивки по месяцам и всего такого. Просто перечислю, что у меня есть в планах, точнее – что хотелось бы воплотить.

Главным делом в наступающем году для меня будет финал «Акулы пера». Работа над ним запланирована на лето. Названия у него пока нет, не придумал еще. Зато есть эпиграф))) Книга как всегда будет выложена целиком и полностью в открытый доступ.

Еще одним бесплатным проектом в 2018 году будет «Архипелаг». Надо его все-таки написать. Если все будет удачно, начну ближе к следующей зиме.

Подписные проекты.

Точно будет продолжены приключения Александра Смолина, предположительно в конце февраля – начале марта.

В январе стартует четвертый, предпоследний, «Ковчег».

Ну, и еще успею, то осенью напишу еще одних «Учеников».

Еще осенью думаю заняться рассказами по «Файроллу» — капитально переработать все старые и, скорее всего, написать с полдюжины новых. Полагаю, что все равно какие-то сюжетные линии в последнем томе я не закрою, просто в силу того, что могу про них забыть или они не впишутся в канву повествования. Вот и залатаю дырки в рассказах. Потом все это будет сведено в книгу, название которой я давно придумал – «Осколки легенд».

Новых проектов точно не будет – куда еще больше?

Пока вот как-то так.

Ну, и самое главное – с наступающим вас Новым Годом! Добра вам всем! Спасибо за то, что были со мной в уходящем году и, надеюсь, что в будущем мы тоже не расстанемся!

 

 

 

 

«Дискотека 80-х»

28.12.2017

«Дискотека 80-х»

Ретро. Слово, которое само по себе является тем, что означает. Явно не нашего времени слово, больно оно мелодичное, уютное, звучное. Слова нашего времени – они другие. Рубленые, емкие, практичные. Нерусские, как правило. Мерчендайзер, креатор, аутсорсинг, бродкастер. Вот это слова нашего времени. Они как тараканы – вроде бы безопасные, но неприятные. Как собака лает – крррреативщик!

А «ретро» — слово приятное. От него веет креслом-качалкой, пледом в «шотландскую клетку», виниловой пластинкой. Причем, возможно, даже патефонной. А то и граммофонной.

Самое забавное, что ретро понятие вообще вневременное. В 60-е этим самым словом называли Лемешева, Козина и даже недавнего Лещенко. А уже в 80-е ретро стали те, кто в 60-е вышеупомянутых товарищей слушал и им подражал.

А сегодня ретро стали как раз 80-е. Причем в данном случае «ретро», это уже бренд.

Первым это поняло «Авторадио». Кто бы что не говорил, но именно они подняли в конце 90-х на щит лозунг: «Наши 80-е не кончились! Они снова живы». И попали в «яблочко».

Выросло поколение тех, кто в самом конце эпохи социализма слушал в подъездах и на школьных площадках Си Си Кетч, «Модернов», Майка Марина, «МонтеКристо» и иных героев зарубежной эстрады. Оно прошло через горнило 90-х, возмужало в них выжило, мимикрировало и стало ведущей силой в стране. К ним примкнуло и предыдущее поколение со своими «Бони М», «Чингисханом» и «Арабесками», но их куда меньше, чем нас. Они в середине 80-х вступили во взрослую жизнь, и по ним времена большой нелюбви великой страны к своему народу ударили сильнее, чем по остальным. Их и бандитские разборки выкосили, и повальный алкоголизм. У нас ведь как? Если жизнь повернулась к тебе задом, то лучший способ начать бухать. Авось все и переменится. Много на этом народу в 90-х сгорело. Старая жизнь ушла, в новую никто не пригласил, вот и ломались люди как спички. Не все, но многие.

Так вот – «Авторадио» поняло, что вырос целый пласт тех, кто прожил жизнь по принципу «год за два». Вроде бы по 30-40 лет людям, а они уже по молодости скучают, по тем временам, когда все было просто и понятно. И когда музыка была именно что музыкой, а не набором звуков.

Помните конец 90-х — начало 2000-х? Весь этот сумасшедший «тыц-тыц-тыц», истошные вопли «Файееееееееее!», без мелодии, без слов, без девичьего вокала на подпевках, без грудастых солисток и харизматичных солистов, без гитарных проигрышей и запоминающегося ритма? Молодежи нравилось, а остальным… Им хотелось простых мелодий из юности.

И вот тогда возникла «Дискотека 80-х». Сначала в радиоформате, если не ошибаюсь, по пятницам и субботам вечером, а после и в телеформате.

Отлично помню первую «Дискотеку». Она проводилась в каком-то клубе, узким кругом, и изначально была нацелена на телесъемку. Причем там были только наши – «Комбинация», Минаев, Маркин и все остальные.

А после пришел 2002, и в «Луже» (а где же еще?) провели первый полноценный фестиваль. Причем сразу по-взрослому – с «Joe», с СиСи Кетч и всем таким. Хотя лично я туда пошел в первую очередь из-за «Машины времени» и Светланы Разиной.

Да, мне очень нравится Светлана Разина. Еще со времен «Миража». Ох, она классная!

И понеслась – что ни год, то все круче был фест! Привозили и Саманту Фокс (у кого не висел плакат этой выдающейся в области груди исполнительницы?), и Desireless (кто-нибудь слышал хоть одну песню этой певицы, кроме «Вояжа»? Я нет), и Bonnie Tyler.

Лично я потом еще на два фестиваля ходил – в 2005 и 2006, уже в «Олимпийку». В 2005 на «Alphaville» и «Зодиак» посмотреть, а в 2006 на Сандру и Аманду Лир.

Ну, и на зрелище вообще. Очень красиво все это смотрелось – с танцами, спецэффектами, ярко, эффектно!

Увы, но со временем все стало не так интересно. На самом деле там, на Западе, не так и много звезд, которых у нас хотят слушать. Список, как ни странно, конечен. И года с 2008 про «Дискотеку» стали поговаривать: «Что ни год, то один и те же». Причем так оно и было.

Отдельно замечу, что к тому времени появилась еще и «Дискотека Ретро-ФМ», состав участников которой не сильно отличался от «Дискотеки 80-х». Все те же, все там же.

Хотя сказать, что идея себя исчерпала, нельзя. Во-первых, это у них звезд мало, а у нас – много, потому уже к концу 10-х наши ихних изрядно потеснили. Да и пополняется этот список регулярно. Вот, Сюткин, например. В год создания фестиваля он еще вполне себе действующей звездой был, а в этом году – уже участником ретро-программы, полноценным и по праву.

Опять же – телеформат. Телеверсии фестиваля заняли свое место на экранах, за несколько лет став привычным и любимым зрелищем в новогодние дни. А чего нет? Лица знакомые, мелодии зажигательные, все здорово!

Правда, все это до поры, до времени, как я думаю. «Дискотеке 80-х» вовсю на пятки наступает «Дискотэка 90-х», со своими героями и очень симпатичным форматом. Следующее поколение как раз взобралось на гребень волны и заявляет свои права. Ну, а за ними придет и «Клубняк 2000». Надо просто немного подождать.

Первые проявления

25.12.2017

Первые проявления

В смысле – наконец-то, за неделю до Нового Года появились хоть какие-то признаки того, что он наступает. До того было глухо как в танке.

Вроде, как и телевидение пытается атмосферу создать, и елочные базары появились – а все никак. Нет радости. Как с теми поддельными елочными украшениями.

Хотя, если честно, те же елочные базары они атмосферу приближающегося праздника не создают, а, скорее, убивают. Елки на них как сублимированные продукты, как инкубаторские цыплята – все одного размера, одного вида, все упакованные и потому выглядят ненастоящими.

И, самое главное – они не пахнут. Вот вообще.

Раньше подойдешь к елочному базару – и шагов за десять хвоей пахнет. Запах резкий такой, бодрящий, праздничный. И сразу ясно – «Новый год к нам мчится, скоро все случится». А эти… Они как американские сосиски. Все в них есть, кроме вкуса.

Да и в других местах веселье какое-то натужное. Магазины вроде как украшены, но видно, что никому это особо было не надо. С чего взял? Ну, просто видел в «Дикси» среди новогодних флажков три первомайских. Нет, может это тонкий юмор, но тогда я его не понял.

И даже дети – они в этом году как-то особого энтузиазма не проявляют. В том, помню, вся эта развеселая компания из 2 «А», в котором мое чадо учится с середины декабря только и судачила о том, что будет на Новый Год делать, и как они собираются не спать, в ожидании деда Мороза. А нынче что-то тишина у них. Каникулам рады, а Новому Году чего-то нет.

Хотя, возможно, дело в погоде. Все-таки сугробы, метели и прочие изыски зимы, включая катание на санках — это половина дела. Если есть зима, то есть и Новый Год. А если на улице +6, то чего? Правильно, это не праздник, это муляж. В Москве пока муляж. Нет, сегодня ничего так, но уже послезавтра снова плюсовая температура, при которой сойдут остатки снега.

Так что всех надежд только на чудо. А вдруг 31 декабря я встану и пойму – на душе-то радостно. Э-гей, сегодня самая волшебная ночь в году!

Хотелось бы верить…

«На каждом километре» и другие.

20.12.2017

«На каждом километре» и другие.

На самом деле про «На каждом километре» я ничего особо сказать и не могу. Я этот сериал почти и не помню. Так, какие-то смутные воспоминания. До популярности польских лент он не дотянул, и потому каждые каникулы его не показывали. Помню, что там небольшой, по сути, партизанский отряд показывал чудеса храбрости и под конец чуть ли не Гитлера в плен взяли.

Зато я отлично помню два сериала производства ГДР, которые были безумно популярны в СССР. Речь идет про «Архив смерти» и «Фронт без пощады».

И тот, и другой сериалы рассказывают о том, как жители оккупированной Европы боролись с фашистами. Если точнее – как с гитлеровским режимом сражались немцы-антифашисты. В первом случае речь шла о спасении некоего архива, в котором были неопровержимые доказательства против людей, работавших на Гитлера, второй же сериал был, по сути, сагой, рассказывающей о судьбе подпольной группы от прихода к власти фашистов до 1945 года.

Первым был «Архив смерти», его сняли еще в 70-х, и по качеству съемки он не сильно отличался от наших телеспектаклей. На самом деле особая пикантность была в том, что все-таки это немцы снимали про войну, так сказать, это был взгляд с той стороны. Следует признать, что получилось здорово. Лет пять назад его показывали по какому-то дециметровому каналу, так могу вам сказать – до сих пор он неплохо смотрится. Немного наивно, разумеется, но очень неплохо. Качественная вещь – она и есть качественная вещь.

Дополнительной популярности этому сериалу добавило участие в нем главного немецко-югославского индейца Гойки Митича. Пусть и непривычно было видеть его в одежде и с автоматом, выступающим на стороне «бледнокожих», но зато это добавляло экзотики. Хотя мы все равно ждали, когда он достанет томагавк и крикнет:

— Эгей, белые собаки!

«Фронт без пощады» — это было уже совсем другое кино. Оно было сделано в середине 80-х, потому было именно полноценным сериалом – в цвете, снятым на кинопленку и достаточно недешевым.

Насколько я знаю, задумывался этот сериал как приквел к «Архиву», но в результате он стал самостоятельной величиной, как я сказал выше – почти семейной сагой. Здесь было все, что нужно для нее – подпольная группа, почти семейство, общее дело, эпохальные события как фон, главный антогонист в черном гестаповском кителе и, конечно, любовь. Последнее, правда, было скорее за кадром, но было.

Я отлично помню показ этого сериала. Сначала продемонстрировали первые четыре –пять серий, которые очень понравились советскому зрителю, через годик показали еще несколько, и еще через год дошли до финала. То ли немцы тоже по частям снимали, то ли еще чего, но было так.

Впрочем, общего впечатления это не портило, тем более что перед новыми сериями сначала повторяли старые.

Еще одно яркое воспоминание – все очень нравилось самое начало серий, ну, где название и «в ролях». Там фоном шла нарезка эпизодов из разных серий. Сейчас это самое обычное дело, никто и внимания не обратит. А тогда для нас это была инновация. Ну, круто же – как еще один фильм посмотреть! И потом – там можно было увидеть что-то из того, чего еще не было!!!

Ну очень круто!

И вообще – «Фронт без пощады» был для нас очень нерядовым явлением, как незадолго до этого и «бибисишный» «Робин из Локсли». Картинка, сама подача материала — они отличались от того, что мы видели. И удивительного тут ничего нет. ГДР – он, конечно, был из советского блока, но это все-таки была Европа и то, как тогда в ней делали сериалы, не могло не сказаться на этом фильме.

Хороший сериал был.

Ну, и заканчивая тему, хотел бы коснуться еще одной ленты, на этот раз чешской. Имеется в виду «Тридцать случаев майора Земана».

На моей памяти это единственный чешский телесериал, что я видел. Нет, еще был крот, который кричал «юююююююю!», дружил с зайцем, у которого была голова, похожая на параллелепипед и отчего-то бы зрячим, но то мультик. А вот в области киноискусства мне с чешским кино ни до, ни после соприкасаться не доводилось.

И жаль, потому как «майор Земан» был очень и очень приличным сериалом. Крепкий такой детектив, со всеми атрибутами жанра. Плюс ко всему сама форма подачи была очень неплоха – каждое дело знаменовало собой год из жизни главного героя. Начиналось все в 1945, после войны, заканчивалось в 70-х. То есть – история страны через историю героя. Даже «пражскую весну» и то в сериале отразили. Ну, в верном на тот момент ключе, естественно, без одобрения действий Дубчека.

Кстати, читал, что ряд дел, отраженных в сериале, были самым что ни на есть подлинными. В общем, такая «Рожденная революцией» по-чешски.

С удовольствием глянул бы этот сериал сейчас, взрослым глазом, но фиг его где найдешь.