«Ставка больше чем жизнь».

19.12.2017

«Ставка больше чем жизнь».

Так вот – Ганс Клосс. Именно так звали самого знаменитого в Польше и странах соц. содружества разведчика. Ну, до появления Штирлица, разумеется. «Ставка» вышла в 1967, «Семнадцать мгновений весны» в 1972, так что свои пять лет славы Ганс Клосс получил.

Да и потом зрители с удовольствием смотрели на то, как поляк в немецком кителе дурачит гестаповцев, эсэсовцев и сочувствующих фашизму граждан, добывает секретные документы и «убирает» предателей.

Причем если расценивать урон, который обер-лейтенант Ганс Клосс приносил Третьему рейху, то он не идет ни в какое сравнение с тем, что делал наш штандартенфюрер Штирлиц. Наш за массу серий толком ведь ничего и не сделал. Ну – спас радистку. Ну, предателя убил. Еще ежика из спичек сложил и за казенный счет в Швейцарию съездил. Все.

А. Еще даму-физика обманул. А она, между прочим, в любви была Эйнштейном.

Зато Ганс Клосс что ни серия – подвиг совершал. Поезда под откос отправлял, врагов пачками стрелял и все-все-все хитроумные планы нацистов разгадывал.

Ну, это я, конечно, шучу. Разумеется, сериал «Ставка больше чем жизнь» на самом деле очень славный, хоть немного и наивный.

И самое главное — какой там обаятельный герой. Станислав Микульский (царствие ему небесное), который сыграл роль разведчика Клосса, был одним из секс-символов своего времени. А какой у него был «кок» надо лбом! Все стиляги Москвы в конце 50-х плакали бы от зависти, глядя на эту милоту!

Интересный факт. Между прочим, «Ставка больше чем жизнь» не является в полной мере польским оригинальным продуктом. Это адаптация романа «И один в поле воин», написанного в 1956 году писателем Юрием Дольд-Михайликом. Сейчас он почти что забыт, но в свое время эта книга была очень популярна. Хотя странного ничего нет – книжки про разведчиков всегда были в чести.

Надо заметить, что этот роман был, в отличии от того же Юлиана Семенова не тяжеловесной историей о интеллектуальной борьбе разведок, а вполне себе жанровым, с стрельбой, подвигами и даже любовной историей. Естественно – взаимной, естественно – трагической, естественно – с француженкой. В середине пятидесятых-начале шестидесятых в СССР считалось, что идеал женщины — это француженки.

Впрочем, эта жанровость и сделала книгу популярной. По ней даже кино сняли, «Вдали от Родины» называлось, с молоденькими Кириенко и Козаковым.

Потом, кстати, Дольд-Михайлик написал еще два продолжения – «В плену у «черных рыцарей»» и еще один, название которого я забыл. Что-то там на Шпрее. Или «над» Шпрее?

Да и неважно. Продолжения совсем не задались и громкой славы первой книги не снискали.

Зато оригинальная история полякам понравилась, они тоже по ней решили фильм забабахать. И вот тут-то случилось забавное.

Когда писалась адаптация романа на польский телевизионный лад, что-то у авторов пошло не так. История начала изменяться, откуда-то полезли самобытные персонажи, о которых в книге ни слова не было, да и сам главный герой изрядно изменился.

Вот так и появился еще один легендарный герой конца шестидесятых, которого полюбили и в нашей стране. Был он неунывающ, непобедим и красив. А что нашему зрителю тогда еще было надо?

В принципе, этот сериал, в отличии от «Четырех танкистов» был не детский. Вполне себе взрослое зрелище, с убийствами, с грудастыми полячками, изображавшими немок (которые, заметим, в реальной жизни им в подметки не годятся. Вообще – полячки одни из красивейших женщин на планете) и такими, знаете ли, намеками. Ну да, курица не птица, Польша не заграница, но все-таки там было посвободнее с вопросами общения полов, не было там такой как в СССР железобетонной цензурной стены. Хотя, ради правды, у них и Михаила Андреевича Суслова не было.

И тем не менее мы, пацаны, «Ставку» в обязательном порядке смотрели. Ну ведь здорово же!

А еще в народе беззлобно шутили, что на самом деле войну выиграл один польский танк, один польский разведчик и один болгарский партизанский отряд.

Речь шла о болгарском сериале «На каждом километре». Но о нем, и еще кое о чем – завтра.

«Четыре танкиста и собака»

18.12.2017

«Четыре танкиста и собака»

На прошлой неделе на канале «Москва. Доверие» наткнулся на начало одной из серий, после чего досмотрел ее до конца. И на душе так хорошо-хорошо стало, будто боженька по ней босыми пяточками прошелся.

Казалось бы – чего такого? А детством просто пахнуло. Тем самым, беззаботным, когда летом лето было, когда в июне снег не шел, когда детей одних на улицу до темноты отпускали и за них не боялись.

И вот в том самом детстве каждое лето непременно показывали этот сериал – «Четыре танкиста и собака».

Сняли его поляки. Тогда они с нами дружили, памятники героям войны никто и не думал сносить, а граница с ними была скорее условностью, чем препятствием.

Впрочем, тогда еще было живо поколение, которое прошло длинный путь войны в «Армии Людовой» и оно крепко держало штурвал, так что если кто и шипел «Ще не сгинела Польска», то очень тихо, в ночи и под одеялом.

Впрочем, надо все-таки рассказать, о чем сериал. Блог читают и те, кто рожден после 1991 года, они могут быть не в теме.

Собственно, сюжет его незамысловат. Молодой польский парень Янек в 1944 решает, что война вот-вот кончится, а он не одного немца так и не убил. Непорядок.

Он добирается до фронта и попадает в «польскую бригаду» (так там назвали «Армию Людову»), где занимает место радиста-стрелка в экипаже танка под номером «102». Собственно, все остальное – приключения экипажа данного танка, который потом получит название «Rudy» («Рыжий) на военных дорогах.

Собственно, в этот момент Янек перестает быть главным героем, и им становится этот самый экипаж, изначально состоящий из командира Ольгерда (в книге, кстати, он был русским Василием Семеновым), длинного силача Густлика (нас всех прикалывала фамилия актера, который его играл. Его звали Франтишек Печка), эмоционального грузина Григория Саакашвили, он же «Гжесь» (не родственник. Этот был хороший, не то что некоторые галстукоеды) и пса Шарика, умного до невозможности.

Серии в 7 Ольгерд погибал, командиром становился Янек, а экипаж пополнялся деревенским простаком Томашем, на которого с этого момента возлагалась комедийная составляющая.

Собственно, в народе сериал так и называли «Три поляка, грузин и собака».

Помимо основной сюжетной линии, есть еще пара второстепенных. Во-первых, Янек ищет отца (и находит), во-вторых, здесь не обошлось без любви. Янек любит девушку-санитарку Марусю по прозвищу «Огонек», его, в свою очередь, любит девушка-радистка Лидка. Лидку любит грузин-водитель танка Гжесь, а Гжеся… Нет, его никто не любит. Вот так получилось.

Все это в фильме дано очень контурно, схематично, без особых извивов, но в этом есть своя прелесть. Ну, если есть любовь – так она есть. А все эти вздохи-охи…

Но Янека я понимаю. Марусю играла Пола Ракса, одна из красивейших женщин 60-х годов.

Да и вообще этот сериал – он незамысловат. Наши – молодцы, немцы впятером от одного выстрела помирают и все это в черно-белом цвете.

Но, повторюсь – это и здорово. Это просто хорошее кино про «наших». Не невнятная мутотень про «Своих», в которой все закручено так, что даже создатели фильма не понимают, чего хотели сказать, а именно что про «наших». Которые и в бой, и на гармошке сыграют, и точно знают, что вон там Берлин, дойдем до него, а потом все будет здорово. И «наши» тут все – и советские, и поляки, и югославы, и венгры.

Но ведь так и думали наши деды? Главное – до логова дойти и гадину придушить, а потом жизнь замечательная начнется.

И дошли, и додушили. Жалко только деда Меркель не шлепнули, когда возможность была.

Кстати – в сериале хорошо чувствуется то, что фронтовое братство еще не было забыто. Образы русских солдат в нем выписаны с любовью. Один сержант Черноусов чего стоит.

И мы это чувствовали, потому как каждые каникулы в четыре часа дня, бросали все дела (а их летом много, особенно на даче), и устраивались перед телевизором, приговаривая –

— Янек – Януш Гайос.

и припевая:

— Powrocimy wierni my czterej pancerni, «Rudy» i nasz pies.

А, еще в последней серии Белявского очень было жалко. Он играл русского офицера Ивана Павлова и его в конце фильма убивал молоденький немец.

Гад такой!

Кстати, в одной из серий, когда герои попадали в плен, им помогал бежать из него немецкий капитан-антифашист. В фильме его по имени не называли, а вот в книге имя было. Его звали Ганс Клосс.

Но про него я расскажу завтра.

Зачем?

11.12.2017

Зачем?

Супруга у меня уважает шоу «Голос». Нет, смотрит она в основном отборы, они интереснее, эмоциональнее, но и потом, бывает, просматривает эфиры этой программы в сети. Я –нет, мне эти вокальные экзерсисы не интересны.

Так вот, к чему я. Давеча я краем уха услышал в протяжном вое очередной парочки конкурсантов смутно знакомые слова. Причем с мелодией, под которую это все исполнялось, они не вязались совершенно. Более того – если можно так сказать, выглядело это все препакостно.

На экране обнаружился какой-то бородатый дядька в кепарике и не первой молодости дамочка, они (правда ради) вполне слаженно уродовали песню «Вот пуля пролетела, в грудь попала мне». Из развеселой полуанархической мелодии они сделали аж рок-балладу, с гитарными грифами и всем таким. Причем бородатый время от времени выдавал голосом некие переливы, как бы говоря: «Вот, я и как Ревякин из «Калинова моста» могу, да-да-да!». И совсем уж меня добили галифе на дамочке, они как бы погружали нас в ту лихую эпоху. Как бы. Типа. Вроде того.

Блин, у меня один вопрос – зачем? Нет, правильнее он звучит – нах…я, но я остановлюсь на «зачем». Сюда, бывает, несовершеннолетние заходят. Эта песня хороша в том виде, в котором она есть. «Чиж» уже давно все сделал, и даже народные ансамбли, вроде казачьего хора и те не коверкают эту песню.

Для справки – песня эта народная и она изначально была веселой и разухабистой. Была такая повесть, то ли «С мандатом губкома», то ли с «С мандатом ревкома», и там она тоже значилась таковой. Причем повести этой лет с полста уже. А песне под сотню.

Да она даже по смыслу не может быть печальной и тягучей. В ней жизни столько, сколько во всей этой компании с «Голоса» нет, включая Нагиева.

Так зачем же ее так уродовать? Потому что она народная, ничья? Почему эти, хм… Певцы, прости Господи, они не проделывают такие штуки с песнями Клептона или Фицжеральд? Правильно, мигом им глаз на зад натянут. А здесь – ничье, здесь можно.

Только нефига это не ничье. Это наше. Общее. Народное.  А если что-то хочется изуродовать – так вон, там Агутин сидит, коверкайте его «Хоп-хей-ла-ла-лей». Этот хит всех времен и народов вряд ли кто особо жалеть будет.

Я понимаю – «Первый», выпендреж, Эрнст креативен и крут, все такое… Но есть вещи, которые не следует насиловать. Просто потому что это неправильно.

MTV

08.12.2017

MTV

Вообще-то МTV (Music Television) – это очень круто. Я это знал советским школьником, когда его толком не видел даже, я это знал, став взрослым человеком, да и сейчас в этом уверен. Даже увидев крах русского канала МТВ, я в этом уверен. Это тот случай, когда былые заслуги перебивают последующую немощность.

В США МТВ появилось в 1981 году, где моментально выбился в лидеры. Канал, который показывает только музыку – это суперфон для деловой страны.

Добавим сюда концептуальность, которая отличала его от других, достаточно пуританских в то время, каналов, незашоренный взгляд и достаточно смелую политику в вопросах смерти и секса – и вот она, формула успеха.

Я читал, что на МТВ даже подавали в суд за его фирменные перебивки, те, что с пляшущими скелетами. Верю.

Попозже, году в 1987 МТВ проникает в Европу, а оттуда, на видеокассетах и к нам, в СССР.

Серьезно, так и было. По рукам ходили кассеты на которых было написано «MTV. Клипы». Просто кто-то писал нон-стоп три часа эфира с МТВ и все. Вместе с перебивками и просто рекламой. Кстати, прозвучит дико, но мы рекламу смотрели чуть ли не с большим интересом, чем клипы. У нас тогда ее не было. А если и была, то про вентиляторный завод. А тут – «Сникерс», «Стиморол», зачетные телки в чулках «Филипп»…. Блин, как же его… На «М», короче. Ну, и все такое. Мы же всего этого до того не видели. И даже предположить не могли, что уже через какие-то пять-семь лет эта реклама все мозги нам будет вымораживать.

А еще он очень хотелось все это попробовать.

Замечу – тогда МТВ еще было МТВ, 95% эфира было занято музыкой. Да и клипы тогда были поинтересней, чем теперь.

В Россию МТВ пришло не сразу. Сначала было «Биз-ТВ», детище Бориса Зосимова. Оно года с 1993 вещало на канале «2х2» по паре-тройке часов в день. Это были блоки клипов, причем, замечу, вполне себе актуальных по популярности. Правда, эти блоки могли прокручивать не раз и не два.

Час «Х» настал в 1998 году, в конце сентября. Все тот же Зосимов открыл «MTV Russia». Это было вполне культовое событие, правда, запоздавшее лично для меня лет эдак на пять-семь. Мне бы этот канал в 1992…

Нет, года с 1995 начало вещание «Муз-ТВ», но оно тогда было больше ротационной машиной, механизмом раскрутки «звездулек» всех видов. Так сказать, «заплати и лети». Одно «Голосуй или проиграешь» чего стоило.

Но все равно – я был рад. Тем более, что первые пять лет работы МТВ Россия были реально круты.

Во-первых, мы получали огромными порциями свежую музыкальную продукцию и это было офигенно.

Во-вторых, это был очень, очень необычный для тогдашнего пафосного российского ТВ подход к зрителю. Тогда на всех телеканалах в моде была фальшивая задушевность и много, много красного и золотого цветов. Здесь же царил нонконформизм, некий аскетизм и концептуальность.

В-третьих, на этом канале собрали команду молодых и жадных до работы ведущих, каждый из которых был личностью.

Чурикова, Комолов, Стрельников, Тутта Ларсен, Шелест, Ася Калясина, Рольник, Александр Анатольевич – это были не просто виджеи, это были наши друзья. Серьезно, именно так их воспринимала молодежь. Они были настоящие, они жили в эфире и получали от этого кайф. Такое не сыграешь.

Ну, и фирменные программы «МТВ Россия». «12 злобных зрителей», «Бодрое утро», «ПапарацЦі», «Shit-парад» и мой любимый «Weekend Каприз». Я, по возможности, всегда его смотрел. Вел его Василий Стрельников, за кадром ржала Наташа, на столе сидела уродливая кукла «Сева», а девизом этой программы было выражение: «Лох – это судьба».

Увы, увы, все заканчивается. Года, по-моему, с 2002-2003 канал начинает что-то вроде ребрендинга, пачками закрываются авторские русские программы и заменяются на переводные западные шоу, вроде «Свидание вслепую» и так далее.

Уходят и ведущие. Яна Чурикова, наверное, самая харизматичная «мтвишница» отправляется вести первую «Фабрику звезд», Стрельников откочевывает на «СТС» и на МТВ из тех, кто были первыми, остаются только Тутта Ларсен и Александр Анатольевич. Да и то ненадолго.

Не скажу, что второй состав ведущих был плох, нет. Марика, Ургант (да-да, тот который Иван), Лена– они были милы, очаровательны, но… Не то. Они были просто виджеи, а не творцы.

Собственно, с этого момента колесо завертелось в обратную сторону. Нет, были премии, МТВ смотрели, но «вау-эффекта» уже не было. Не было нового. Да и музыки со временем на музыкальном канале стало мало. Шоу, шоу, шоу, одни бесконечные шоу. Одно закончилось – второе началось. К серьезным достижениям можно отнести только сериал «Клуб», который сделал звездой Настю Задорожную.

Аудитория сокращалась, причем большая ее часть свалила на окрепшее «Муз-ТВ», которое учло ошибки конкурента и сделало ставку на молодых харизматичных ведущих. Кстати, часть из них была из первой «мтвишной» команды.

А «МТВ» продолжал стагнировать, под конец там уже начали крутить кино, мультфильмы и все такое прочее, собственно, «музыкального телевидения» там уже не было в помине.

В результате, когда в 2013 году канал прекратил вещание, этого почти никто и не заметил.

Но легендой российского телевидения он все-таки стал. Те первые пять лет – это было очень круто!

Фото взято из открытого доступа

На злобу дня

06.12.2017

На злобу дня

Олимпиада. Все вокруг говорят про Олимпиаду-2018, возмущаются, что нас засудили еще до того, как вспыхнул олимпийский огонь, недоумевают, кричат, клеймят.

А как по мне – да и хрен с ней, с этой Олимпиадой. Да и пошла бы она лесом. Народ, сами посудите – на кой ляд нам нужна Олимпиада, когда она вообще не Олимпиада? Что значит – как так? А вот так.

Каков главный олимпийский закон? Ну, или принцип. «Олимпийские игры объединяют спортсменов всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотива».

Все отлично понимают, что здесь рулит политика. Допинг был, есть и будет, его жрут все, просто до какой-нибудь Бельгии или Голландии никто не доколебывается. Тем более что в Голландии этот допинг официально разрешен.

А нас – не любят. Раньше мы были послабее и нас кололи в спину, исподтишка, развлекаясь. То медали отнимут, то засудят втихую. Знали, что промолчим, что вечно пьяный царь Борис как всегда промычит: «Нуууу, панимаешь, быват».

Теперь же исподтишка не получится, Россия уже не та, денег никому не должна, с штатниками и европеидами через губу разговаривает и в лоб любому может накатить.

Так вот – ну и нахрена нам такие игры, в которых решает не «выше, дальше, быстрее», а то, кто с кем против кого дружит? Что в них проку? Пошить новую форму и построить «Русский дом»?

Как по мне, так тут ситуация однотипная с «Евровидением», причем на 100%. Тот же междусобойчик, тот же принцип. И выхлоп у народа будет тот же самый. Какой выхлоп? Да просто забудут о том, что он проводится, и все тут.

Так оно и было этой весной. Вот не поехали мы в том году на этот конкурс. И что, кто-то кроме Екатерины Андреевой на Первом канале вспомнил число, которого он проводился? Нет. Потому что оно никому и не надо. И здесь все то же самое будет.

Добавим сюда еще и тот факт, что дело будет происходить в Китае. Часовой пояс с таким разрывом, что все будем в записях смотреть, что тоже очень некошерно. Спорт – он здесь и сейчас, а в записи он, как секс в презервативе – движение есть, потенциала нет.

А еше можно вспомнить 1984 год. Мы тогда тоже на Олимпиаду к пиндосам в Лос-Анджелес не поехали. И что, вы думаете страна расстроилась? Да фиг вам! Русские устроили «Игры Доброй Воли» и отлично провели время. Причем процедуры открытия и закрытия были пошикарнее олимпийских. И тут замутить что-то надо. Показать всему этому МОК популярный русский жест, тот что обеими руками делается и замутить.

В общем – лично я плевать хотел на все эти Олимпиады. Что они есть, что их нет – пофигу. Это давно уже не спорт, это политика в чистом виде, причем в самом грязном ее проявлении. Нет, спорт уже лет шестьдесят как политизирован, но раньше все определяли настоящие рекорды. Спортсмены знали, что они защищают престиж страны, потому из всех жил и лезли. Но – честно. Все было честно. Они, спортсмены все решали между собой, а политики и функционеры от спорта смотрели на это со стороны и плели свои, внутренние интриги, не мешая олимпионикам выступать.

А нынешний шабаш – это даже не шоу. Это такая хрень…

Единственное – жалко тех спортсменов, которые готовились к этим играм, тех, кто ради них все поставил на карту. И я слова дурного не скажу о тех, кто все-таки поедет в Китай, пусть даже и без флага, и выступит там. Это их право и их выбор. Они ради этого живут.

Но смотреть я это не стану. Ну нафиг…

О праздниках и франшизах.

05.12.2017

О праздниках и франшизах.

Новый Год все ближе, что не может не радовать. Я уже писал о том, что нежно люблю этот праздник, пусть уже и не так, как в детстве, но – люблю. На самом деле все его любят, хотя и говорят по достижении определенного возраста друг другу:

— Нет, не то, не то уже. Вот в детстве, помню, хорошо было, а сейчас совсем настроения нет.

Врут. Просто возраст накладывает на людей определенные обязанности, одна из них хаять Новый Год. Мол – и зимы не те, и мандаринки не те, и телепрограмма не та.

Хотя с последним не поспоришь. Если по телику в этот год будут показывать такую же сказочную ахинею, как в том, то это, конечно, печалька. Не сказать – гоооорюшко. А если еще и Пугачева сотоварищи опять оккупирует эфир, то все будет совсем плохо.

Кстати – недавно было смешно. Первый канал типа прислушался к гласу народа и запустил опрос – и кого же россияне хотят видеть на экране в новогоднюю ночь, созерцая кого, он хочет кушать «оливьешку», селедочку под «шубой» и пить водочку.

Вроде как, прости Господи, демократия. И список даже приложили, из кого выбирать. Все бы ничего, да в списке том все те же товарищи – Пугачева, Лепс, Агутин и прочие эстрадные долгожители, разбавленные победителями «Голоса» за разные годы. Ну, и в финале этого списка еще имелись некие представители молодежной субкультуры из клана Басты, который, как известно, близок к Первому каналу. За андеграунд в этом списке отвечал «Ленинград», единственное более-менее светлое пятно.

И что вышло в итоге?

  1. Григорий Лепс (68238 голоса)
  2. Ани Лорак (48804 голоса)
  3. Наргиз (43728 голосов)
  4. Полина Гагарина (42421 голос)
  5. Artik pres.Asti (39717 голосов)
  6. Ленинград (36907 голосов)
  7. Alekseev (35642 голоса)
  8. Руки Вверх (33318 голосов)
  9. Светлана Лобода (31346 голосов)
  10. Алла Пугачева (30708 голосов)
  11. Burito (30015 голосов)
  12. Валерия (28627 голосов)
  13. Баста (27999 голосов)
  14. Ирина Аллегрова (27405 голосов)
  15. Елена Ваенга (26883 голоса)

Жесть? Жесть. Звезды первой величины – Валерия, Ваенга, Аллегрова. Как раз те, кого все хотят видеть в новогоднюю ночь. Странно, что здесь Позднера нет. А что, если весь антиквариат собрали, так и его следовало пригласить.

И – ни «Би-2», ни 27/17, ни «Градусов», ни МояМишель. Они-то где все? Или их слушают меньше, чем Аллегрову? Крепко сомневаюсь.

Два года назад самый большой рейтинг по скачке из новогодней программы «Первого» имела песня, которую спел Миша Галустян, про Рафика. Что мешает его позвать?

Жесть, короче.

Но вообще я о другом хотел написать.

Залез я тут глянуть, что у нас в кино будет на новогодние праздники. Десять дней – это долго, так что в кинишку-то мы семьей направимся непременно. Елки, горки – это само собой, но посетить кинотеатр в новогодние – это святое.

Вот только что смотреть?

Народ, вы будете смеяться, но у меня возникло ощущение, что движения в российском кино за последние годы не было вообще.

Основные премьеры Нового Года – 2018 ничем не отличаются от предыдущих лет пяти. То есть – да, это «Елки». На этот раз «Елки новые». Хотя, как может быть новым то, что устарело еще тогда, в самом начале?

Все понимаю – успешность франшизы, все такое, но елки-то палки, сколько можно смотреть эти «Елки»? Все и так все знают про них – Светлаков с открытым ртом и вытаращенными глазами, Ургант с ленинским прищуром, некоторое количество кинозвезд разной степени яркости, в основном из тех, кто сейчас в тренде (да-да, речь о Нагиеве), перефразирование старых анекдотов, виды Кремля как минимум с пяти ракурсов, В.В. Путин со своей речью и так далее.

Нет-нет, я все понимаю – не любо, не слушай, не нравится – не смотри. Но вот какая штука – а больше-то смотреть и нечего. Уж не знаю, есть там медийные войны, проходящие под лозунгом «Нам «отбиться» надо» или нет, но кроме этого мегаблокбастера в сетке премьер значится только три ленты отечественного производства, а ведь их сейчас выпускают куда как больше. Кстати, если глянуть график премьер дальше, то можно увидеть, например, «Карпа отмороженного» с Нееловой и Фрейндлих, который выходит 18 января. Или «Скифа». Но куда им до «Елок», согласитесь?

Одно хорошо – наконец-то «Движение вверх» выходит в прокат, про то как наши баскетболисты в 1972, в Мюнхене, уделали американцев. Так что на новогодних всем рекомендую посетить именно этот фильм, есть у меня подозрение, что он будет не хуже «Легенды № 17».

Ну, и о детском ассортименте. А тут все еще хуже. Из отечественного мы имеем только некое «Чудо-Юдо», трейлер которого я даже до конца досмотреть не смог, и — па-ба-ба-бам! Да. Это они! Очередные «Богатыри».

На этот раз речь пойдет о Клеопатре, то есть трое древнерусских героев, за годы существования франшизы усилившихся женами, бабкой, дедкой, Змеем Горынычем, лошадьми, верблюдом, слоном и кучей другой живности, дружным табором доберутся до Египта.

А еще вроде как там будет участвовать тринадцатый новогодний месяц, с крайне оригинальным именем «Дурило». Высокий, высокий градус юмора.

Нет, я создателей этого дива понимаю – процесс идет, технологии наработаны. Но вот мое чадо от предложения сходить на «новых богатырей» отказалось наотрез, мотивировав это тем, что он предыдущих досматривать не стал, там, где зайцы здоровенные бегали.

И выбрал, кстати, австралийский фильм «Мой любимый динозавр». Печально, конечно, что приходится поддерживать австралийского производителя, но если свой не в состоянии выдумать что-то новое, так куда деваться?

Вот как-то так. Сразу оговорюсь – это не пост брюзжания, что, мол, все плохо, все вокруг говно. Просто мысли вслух. Ведь хочется в новогоднюю ночь увидеть хорошую программу по ТВ и сходить на хороший НОВЫЙ фильм в кино.

Правда, подозреваю, что опять буду смотреть «Звезду». Они там, скорее всего, снова будут «Старые песни о главном» показывать.

Король Артур и рыцари Круглого стола (окончание)

01.12.2017

Король Артур и рыцари Круглого стола (окончание)

20 век отметился многим. Две самые большие и кровавые бойни в истории человечества, новые религии, причем не одна две, как за предыдущее тысячелетие, а десятки, от коммунизма до «братства айфона», неимоверный рывок технологий и, наконец, подмена желания создавать что-то на желание развлекаться. Не надо думать, все уже придумано для нас. Просто расслабься и «тейк ит ииизиииии».

Но одним из самых главных достижений века ушедшего является кино. Нет, придумали-то его раньше, еще в 19 веке, но своего апогея оно достигло чутка попозже.

И что самое главное – кино со временем стало диктовать единственно верную точку зрения на все. На политику, на стандарты женской красоты, на мировоззрения и на историю. Неважно, что сказали историки по тому или иному поводу. Важно, что сказали кинематографисты. Точку зрения ученых мужей узнают и смогут осознать тысячи. Точку зрения кинематографистов узнают и примут миллионы, если не миллиарды.

Вполне естественно, что как только позволили технические возможности, пронырливые внуки братьев Люмьер немедленно добрались до легенд о короле Артуре. Да и как по-другому? В них есть все – антураж, битвы, предательство, верность, лав стори, измена любимой женщины и практически безграничные возможности выворачивать историю в нужном направлении. Никто не знает, как оно там было на самом деле.

Особенно часто фильмы про Артура стали снимать годов с 70-х. Ох, как только кинобратия не экспериментировала над бедолагами из-за круглого стола. Особенно упражнялись в этой связи комики из «Монти Пайтона».

Даже Дисней – и тот отметился, сняв мультфильм по первой (и самой читабельной) части тетралогии Теренса Х. Уайта о жизни короля Артура «Король былого и грядущего». В данном случае – о его юных годах и том, как он вернул себе трон.

 

Впрочем, «Меч в камне» получился мультиком славным и остроумным. А еще это чуть ли не единственный полнометражный диснеевский проект, в котором нет глазастых принцесс. Ни одной.

Хотя, конечно, это не показатель, потому как иногда встречается такой лютый бред, что волосы на голове шевелятся.

Пример – «Трансформеры-5». Там умудрились связать бедолагу-короля и расу автоботов. Где одно и где другое – непонятно, но факт есть факт.

В 2004 вышел фильм «Король Артур» с Кирой Найтли в одной из главных ролей. Собственно, это единственное достоинство данного фильма. Других нет. Хотя версия о том, что король Артур не природный бритт, а наследник римского легионера довольно остроумна.

Спорные ощущения вызвал и недавний сериал «Мерлин». Молодежи он нравился, в основном – девушкам, в основном из-за исполнителя роли Артура.

Но в целом – все очень неоднозначно. Чернокожая служанка Гвиневра – это, знаете ли… Да и все остальное там более чем сомнительно. Но, с другой стороны, моложеный сериала он другим быть и не должен.

Ну, и последний фильм, с которого я начал этот пост пару дней назад. «Меч короля Артура».

Сюжетно – лютый бред. Мордред оказывается кузеном Утера Пендрагона (согласно канона они с Артуром были ровесники), самого Артура воспитали проститутки в притоне и с годами он стал чем-то вроде средневекового братка – рэкет, контрабанда, подпольные бои. Ну, и все такое.

Потом злодейка-судьба сводит его с дядюшкой Мордредом и все начинает закручиваться.

Да, еще. Мерлина в этом фильме нет в помине, есть его невзрачная, но умелая ученица.

Еще в нем есть китаец-кунгфуист, который вообще непонятно что делает в средневековой Англии, пара негров и очень прикольные гардеробные стилизации.

При всей этой мешанине фильм на диво хорош. Как ни странно, концепт сработал, как и всегда у Гая Ричи. Так что, если кто не смотрел – не поленитесь.

Ну, и заканчивая пост.

Знаете, вообще-то легенды долго не живут. Век, другой – и все, остаются от них какие-то обрывки. Право на жизнь завоевывают либо предания о настоящих героях и подвигах, тех, что за пределами человеческих сил или меняют судьбу мира, либо те, что дают надежду.

Легенды об Артуре – из последних.

Я писал, что версий о том, кто он был и как жил было множество. Но все они едины в описании смерти и посмертия короля Камелота.

Во всех он отправляется на чародейский остров Авалон, где будет спать до тех пор, пока не понадобится Англии, пока не наступит для нее самый черный час. Ну, а когда все станет совсем плохо, король Артур придет и встанет на ее защиту.

Людям надо во что-то верить. И король Артур, смелый и честный рыцарь, отлично для этого подходит.

Фото взяты из открытого доступа.

Король Артур и рыцари Круглого стола (продолжение)

30.11.2017

Король Артур и рыцари Круглого стола (продолжение)

На самом деле «Смерть Артура», пожалуй, с полным правом можно считать самым первым фэнтази-романом. Серьезно. Там есть все атрибуты жанра – благородный, отважный и в нужные моменты очень везучий главный герой, могучий маг с белой бородой и посохом, куча рыцарей, которые то и дело влипают в какие-то переделки, очешуительных размеров бестиарий, от драконов до совершенно омерзительных тварей из ада, жена главного героя, которая совершает адюльтер, приведший к крайне трагическим последствиям, друг-предатель и потенциальное бессмертие в финале.

Плюс куча приключений и немного мистики. Причем мистики такой, недетской.

Вот, например, история сэра Галахада.

Будучи незаконнорождённым, он удостоился чести воспитываться у загадочной Леди Озера, потом занял прославленное «Гибельное сиденье» (место за круглым столом, на котором огненными буквами было написано «Не садись, убьет». И правда, если на него сел не тот, кто надо, то все, пиши завещание), потом совершил еще десятка два подвигов, погубил мимоходом зачетную деваху, сестренку еще одного правильного рыцаря, Персифаля, и в результате нашел Святой Грааль – самый популярный артефакт той эпохи, чашу, в которую Иосиф Аримафейский кровь господа нашего собрал. За ней гонялись все рыцари, а нашел ее сэр Галахад.

И под конец он в обнимку со Святым Граалем возносится на небеса. Живьем. О как!!!!

И все это было написано… Пабаааам! Аж в пятнадцатом веке. Вот такая ерунда. За пять с гаком веков все до того же Никитина, Мартьянова и нас, грешных.

Я, когда в первый раз читал «Смерть Артура» (кстати, вполне продаваемое название), был уверен, что этот самый Мэллори жил веке в девятнадцатом. А что? Язык хоть и немного архаичный, но читаемый, ситуации узнаваемые. Вот рыцарь, вот прекрасная дева, вот злой колдун. Все, как всегда.

Хотя, возможно, это заслуга переводчика, подобное невозможно отрицать.

Что примечательно – этот самый Мэллори не был профессиональным писателем. В те времена таких вообще не водилось. Он был средневековый зек, причем матерый и в законе.

Нет, некогда был он юный благородный рыцарь из хорошего рода, но потом влез в войну Алой и Белой розы, покрутился среди таких же рыцарей, только постарше, заматерел и по завершению войны, решил начать свое дело.

Делом стал некий участок лесной дороги, который он контролировал.

Дальше – больше. Налет на имение герцога Бэкингема (прапрадеда невинно убиенного Фельтоном бабника-министра), грабеж, разбой. И все бы ничего, но тут еще и изнасилования, да еще неоднократные…

В общем – двадцать по рогам. Считай, пожизненное.

Вот за решеткой от нефиг делать Мэллори и написал первый английский роман в прозе. И первое фэнтази до кучи. И первый рыцарский роман.

Если первые два фактора понятны только сейчас, то третий прижился и тогда.

Очень скоро ушлые итальянцы, испанцы и французы разобрали этот роман на части, некие безвестные авторы раздули главы из него до самостоятельных романов, и начинается «артуровский бум».

Рыцарские романы читают все, кто умеет читать. То есть – дворяне. Общая масса что в Европах, что в России-матушке на тот момент неграмотна.

Да оно и не столь важно. Книги тогда стоят неимоверно дорого. Десяток томов потянут голов на тридцать рабов.

Кстати – достославного идальго дона Кихано, который потом был известен как Дон Кихот Ламанчский, свели с ума именно эти переработанные главы.

Но не один Дон Кихот зачитывается этими книгами. Даже женщины той эпохи – и те читают истории об Артуре и его рыцарях. Точнее – об одном из них.

Тристан. Конечно, Тристан и Изольда.

Самая культовая лав-стори позднего Средневековья. Сколько девичьих слез пролито над судьбой этой парочки.

Нельзя сказать, что Меллори первым написал про них. Еще до него имели хождения устные легенды про этих юных безумцев, правда, там разнились способы их умерщвления.

Но именно Мэллори канонизировал эту историю. И, причем, поступил абсолютно верно коммерчески – он не стал убивать Тристана и Изольду. Он оставил их жить. И правильно. Хрен знает, а если бы захотелось продолжение про них написать? Убить героя легко, но вот поди потом, воскреси его так, чтобы люди в это поверили?

Итак – сюжет. Тристан, естественно – рыцарь, естественно – благородный (в иных версиях даже принц), служит некоему сюзерену по имени Марк. Человек Марк хороший, к Тристану он относится как к родному сыну, за что тот ему и платит лютой неблагодарностью, когда тот сдуру отправляет его в соседнее королевство за невестой для себя. Тристан весело и со знанием дела лишает невинности невесту Марка, которую должен доставить по назначению целой и здоровой. Нет, там, конечно, есть сноски про ошибку, про любовное зелье, попавшее не по назначению и все такое. Но это все так, отмазки. Факт есть факт.

Еще пару лет он наставляет отцу-благодетелю рога, пока тот не узнает правду. И опять – вместо того чтобы пойти, все честно сказать, получить в «дыхалку», а после пинок под зад вместе с потаскухой Изольдой, он ее похищает, и они скрываются в холмах Шотландии.

В других переложениях кое-какие детали разнились, в основном в части финала данной драмы из рыцарской жизни, но основное совпадало.

Так себе история, а?

Но средневековым девицам и дамочкам нравилось. Другие времена, другие нравы.

Так вот – растащили книгу на главы, ушла она в народ и бессмертие. А потом, веке в 18 она забылась и пребывала в таком состоянии аж до 20 века. Точнее – до изобретения кино.

Но об этом уже завтра.

Король Артур и рыцари Круглого стола

27.11.2017

Король Артур и рыцари Круглого стола

По утверждению многоуважаемого Юрия Никитина (немного подпортившего себе репутацию Гаем Юлием Орловским, но от этого не став менее уважаемым) в мире фантастики и фэнтази существует три главных классических фантастических сеттинга – княжий двор Владимира Красно Солнышко с его богатырями, монастырь Шао-Линь с его монахами и Камелот короля Артура с его круглым столом и рыцарями. Все три сеттинга имеют определенную подоплеку в реальной истории, но эта реальность не имеет ничего общего с тем, что мы себе представляем, услышав данные названия. То есть придуманная реальность в их случае полностью заменила историческую подоплеку. Я с этим утверждением согласен, хотя добавил бы сюда еще Дикий Запад. Он тоже уже давно выдуманный, и его идеальные скуластые мущинистые герои с «кольтами» на боку и «винчестерами» на сгибах рук, не имеют ничего общего с теми неприглядными ребятами, которые украшали стены салунов в виде портретиков с надписью «Wanted dead or alive».

К чему эта преамбула. Вчера посмотрел относительно новый фильм Гая Ричи «Меч короля Артура». Честно говоря, ждал очередной развесистой клюквы и, ради правды, не ошибся. Не скажу, что это не слишком похоже на то, что там было в реальности, просто в силу того, что я не знаю, как оно там было в реальности. Но это не бьется даже с книгой сэра Томаса Мэллори, которая считается более-менее каноничной по этому разделу истории Англии. Там даже Мерлина нет.

Но при этом фильм мне неожиданно понравился. Он реально хорош – и режиссерски, и актерски, и вообще. Приятное такое кино, жаль на большой экран не сходил, оно бы того стоило.

А что до несхожести с каноном… Так вообще мало кто под него подгоняет свои творения.

Но – начнем сначала.

Самое забавное, что никому неизвестно, существовал ли король Артур на самом деле. Есть добрый десяток версий о том, кого могли бы с ним ассоциировать, причем какие-то пришли к нам из глубины веков, какие-то были высказаны совсем недавно. Как по мне, то здесь имеет место быть та же фигня, что и в случае с Робином Гудом (см. соотв. пост), то есть идеализация некоего человека и приписывания ему спустя некоторое время после кончины того, что он не делал. Как оно было с Робином Гудом, по моему мнению? Некий средневековый уголовник как-то раз, скорее всего спьяну, подарил забитому жизнью виллану мешок овса. Тот рассказал об этом соседу, сосед один мешок превратил в три, второй сосед добавил к ним медный шиллинг, третий превратил его в серебряный фартинг, а королю рассказали о том, что некий разбойник отбирает все-все-все у богатых и раздает это бедным.

Разбойника шустро поймали и повесили, а легенда осталась жить.

Вот и тут тоже самое. Скорее всего был некий король, который умудрился в 800 году нашей эры какое-то время посидеть на престоле, скорее всего, к слову, недолгое время. Потом его прирезали викинги, или отравили свои же подданные, или он просто крякнул от вирусной инфекции – это неважно. Главное, что перед этим он успел сделать что-то такое, что осталось в народной памяти. Может, десяток хлебов раздал, или казненных помиловал, или еще что-то подобное учудил.

Но люди это запомнили.

Надо учитывать, что время то для жителей Британии было паскудное донельзя. С севера подпирают викинги, то и дело грабящие Англию по-черному, с запада – проклятые франки. Погода – дрянь, земля не родит, да еще и болезни, так их растак. То чума, то холера.

На кого уповать? На доброго короля. Не нынешнего, а того, что правил три поколения назад, чтобы когнитивного диссонанса не вышло. Заметим, что это сейчас поколение это лет 40-50, тогда народ жил ни в пример меньше. Женщина становилась старухой лет в 30-35, мужчина жил ненамного дольше. А то и меньше – войны и все такое прочее сокращали поголовье сильного пола будь здоров как.

И вот возникает некий король Артур, при котором люди жили счастливо и сыто, при котором был закон и порядок, при котором светило солнышко, среди кисельных берегов плескалось молоко, а на огородах вызревало пивко с колбаскою.

Причем он появляется не один, а с дружным коллективом единомышленников, добрых рыцарей, поборников справедливости и чести. Вот, кстати, еще одно подтверждение моим словам. В те времена о «Хартии вольностей» никто и слыхом не слыхивал, а потому все простолюдины были или уже чьи-то, или бегали от хозяина к хозяину. И, скажу вам, там было не слаще, чем у нас веке в семнадцатом. А то и хуже. Ну да, у нас бабы хозяйских щенков грудью кормили, и пороли провинившихся на конюшне, и, случалось, барин красивую девку мог на сено завалить, но Салтычиха все ж таки была одна такая. Ну, может не одна, но повсеместного зверства у нас не было. А там почти все господа рыцари были Салтычихи. Нормой вещей было на охоте, не сыскав дичи, затравить пяток местных ребятишек пошустрее, как полагается, с собаками и всем таким. Или рубануть виллана мечом, объяснив потом друзьям:

— Больно хорошо стоял, шельма, прямо просился под удар!

Кстати, эти замашки сохранились в английской знати надолго. Вспомните «собаку Баскервилей» и старую рукопись, в которой рассказывается о проделках предка сэра Генри Баскервиля. А ведь речь там идет аж о 17 веке. Так что те еще паскудники хваленые британские джентельмены.

Ну, и как тут не возникнуть сказке о добром государе?

Причем первое литературное рукописное ее воплощение произошло уже в 12 веке. Это реально круто, потому что тогда с книгами вообще было туго. Библии не в каждом городе были, а тут, по сути, художественное произведение.

Кстати, я считаю, что именно оно более всего приближено к правде. Например – рождение Артура. По версии рукописи 12 века папаша Артура, Утер Пендрагон на одной из пьянок в своем дворце приметил некую Эйгир, замужнюю даму, и так захотел ее трам-пам-пам, что сил никаких нет. И, совершив массу неподобающих королю поступков, вроде изнасилования и убийства мужа Эйгир, добился своего.

А вот в более поздних версиях все уже подлакировано, подчищено. Имя дамы изменилось на Игрейну (что сразу в ней выдает британку. Ну, не мог же король Англии родиться от датчанки Эйгир?), муж ее из красавца-рыцаря превращается в замшелого старика, что опять же автоматически оправдывает Утера, который просто не дал заскучать молодой женщине. А еще Утер после смерти мужа Игрейны взял ее в жены, то есть повел себя достойно.

Хотя – таков генезис любой легенды. Чем дальше уходит время от стартовой точки, тем больше подробностей возникает о событиях.

Например – в версии 12 века фигурирует некий Миррдин, то ли советник Утера, то ли просто какой-то бродячий мудрец, но он не играет особой роли.

А вот в хрониках Томаса Мэллори появляется Мерлин, причем не на вторых ролях, а на первых.

Но о «Смерти Артура», Мерлине и всех остальных я напишу завтра.

«Юный техник» и другие

24.11.2017

«Юный техник» и другие.

В СССР было много печатных изданий, я про это уже не раз писал. И ведь что самое главное – каждое из них имело свое лицо. Индивидуальность. «Правда» и «Коммунист» были официозными, «Пионер» — детским, «Звезда Востока»… Ну, тоже был хороший журнал. Кстати – без шуток. Реально классный был журнал. Там запросто можно было почитать то, чего в столице не напечатают. Бюджеты у региональных журналов тогда были ого-го какие, потому они могли себе позволить и братьев Вайнеров, и братьев Стругацких.

Сейчас печатных изданий еще больше, но они все одинаковые какие-то. Возьмем женские журналы. Вот раньше были «Работница» и «Крестьянка». Каждый со своим лицом, наполнение вообще разное. В одном выкройки жакетов, во втором советы как урожайность клубники повысить.

А сейчас? «Лиза», «Марина», «Галина». Но по сути – одно и то же. Белозубая улыбка тетки за тридцать на обложке, копирочные истории из жизни внутри и сканворд на задней обложке.

Особое место в те времена уделяли науке и технике. СССР был гардианом этого дела, и следил за тем, чтобы каждый его гражданин был не просто там, а борец и деятель. По этой причине журналы о науке и технике были более чем любопытные, чтобы их читали люди всех возрастов.

И начинали все с «Юного техника».

Очень любопытный был журнал. Что мне нравилось более всего – он был не назидательный. Там не писали чего-то, вроде: «И надо неустанно учиться, чтобы твоя Родина тобой гордилась». Нет, такого не было. Там были большей частью практические советы – как сделать телефон, как смастерить брызгалку, каким образом ток по сетям бежит. Собственно, в 90-е этот журнал народу заменил А.А. Бахметьев из «Пока все дома» и его коллекция пластиковых бутылок. А тогда он его предвосхитил.

Еще этот журнал отличался очень необычными для того времени обложками. Были они яркие, практически комиксовые. На фоне тусклых коллег по цеху это выгодно смотрелось.

И вообще – там работала очень, очень креативная команда. Я выписывал «ЮТ» лет пять и могу это смело заявить. Этот журнал не закостянел, как многие другие. Рубрики обкатывались на читателе, какие-то из них уходили, какие-то, новые, появлялись. Процесс шел.

Помню, в какой-то момент они стали печатать рубрику «По ту сторону фокуса». В ней сам Эмиль Кио объяснял технику немудреных фокусов, причем подробно и с картинками. Хорошая была рубрика, даже дуб вроде меня что-то из нее мог подчерпнуть.

Один из фокусов, с веревочкой и карандашом я даже выучил, и потом еще лет десять использовал на разных вечеринках. Народу нравилось.

Став постарше, народ переходил к следующему журналу – «Знание-сила». Тут уже не было бытовых советов и объяснений на пальцах, предполагалось, что читают его люди, неплохо изучающие в школе и институте физику, химию и все такое подобное. С базовым уровнем. Следует отметить, что материалы в него писали лучшие умы страны и очень часто там встречались статьи о на самом деле передовых технологиях и исследованиях.

Ну, а высшей точкой в подобных изданиях являлась «Наука и жизнь». К слову – это, пожалуй, самое старое из периодических изданий вообще. Оно имеет скоро как полуторавековую историю! Его еще в позатом веке начали издавать, при Александре Третьем, вот как.

Одно время этот журнал был достаточно специфическим, по сути, академическим. Там печатали узконаправленные материалы для специалистов. Но в середине пятидесятых было принято решение развернуть его лицом к людям и сделать более массовым, что и произошло.

И вот с тех пор те, кто имеет пытливый ум, читают «Науку и жизнь», приговаривая:

— Чего только люди не придумают!

Но самое главное во всех этих трех журналах было не то, что они популяризировали науку. Нет.

Штука в том, что в них можно было найти свежайшую фантастику от лучших авторов. Для привлечения аудитории они ее печатали с завидной постоянностью, особенно если учесть, что у них с цензурой все было просто. Их профиль подразумевал, что фантастика им не чужда.

Например, с «Юным техником» охотно сотрудничал Кир Булычев и часто отдавал им новые повести. Я вот до сих пор помню «Два билета до Индии» и «Геркулес и гидру».

Да что там! «Знание-сила» в начале 80-х в двух номерах (или трех?) опубликовала «за миллиард лет до конца света» Стругацких, вещь непростую и книгой вышедшую только в разгар перестройки.

Так что любил народ эти журналы. Да и сейчас они в чести.