25.08.2016

Раздел «Разное»

Пионерские лагеря.

Вчера видел колонну автобусов с табличкой «Дети», с последней смены из лагеря подростков везли. Надо же, все точь-в-точь, как у нас было, хоть что-то не изменилось.

А так – теперь все другое. И лагерь не пионерский, а развлечений и отдыха, или что-то в этом роде, и забавы там другие. Но это нормально – время-то тоже другое.

Хотя никто из моих знакомых детей туда не отправляет. В один голос все говорят, что: «Пусть лучше в городе сидит, чем в лагерь этот поедет». Причем дети мнение родителей поддерживают, а это уже показатель. Печально.

А вот у нас таких сомнений не было, по крайней мере у той компании, в которой я вращался. Почти все мои друзья, да и я сам, как минимум на одну смену летом в лагерь ездили и отлично там проводили время.

Нет, еще многое, как я теперь уже понимаю, зависело от того, в какой именно ты лагерь попадал. Я вот ездил в ведомственный лагерь от маминого предприятия, назывался он «Солнечный». Кстати – разнообразия в названиях лагерей особо не было. «Искорка», «Летний», «Восход», «Солнышко» — и так далее.

Так вот – ведомственные лагеря жили лучше, чем неведомственные. В плане материальной базы – лучше. У нас даже, помню, были всякие электрогитары и «эоника», так парни из старших отрядов за смену в группу сбились и под конец такой концерт забабахали из песен «Машины времени» и «Воскресенья»!

Но питание и забавы в любых лагерях были одинаковы. За питанием следила куча комиссий и ОБХССники, непременно наезжавшие в лагерь без предупреждения каждую смену, так что там особо в сторону было не вильнуть. За чем-за чем, а за тем, как и что едят дети в СССР в четыре глаза смотрели и, если что, срока навешивали неподъемные.

Потому кормили отлично, думаю кто был в лагерях, помнит и омлеты, и котлеты с макаронами, и запеканки, и кефир с булочкой, и все остальное.

Что до забав – они были незамысловатые, но приятные. У нас не было планшетов, телефонов и прочей техники, потому мы все больше бегали, прыгали и играли. «Гигантские шаги», «Зарница», раз в два дня выход на водоем, в дождь – игры под крышей, побеги за территорию лагеря, ночные пугания женской половины отряда – да все не упомнишь. А! Еще кино вечером, тоже раз в два-три дня и дискотека. Последняя, правда, была не для все, мелкотню из 6-10 отрядов туда не пускали, нечего ей под ногами вертеться.

Хотя им она и не сильно-то была нужна. Тоже мне, взрослые. Как медленная музыка начинает играть, стоят и в пол глазеют, как дураки, а если танцуют, то друг на дружку не смотрят! Тьфу!

На самом деле жизнь в пионерских лагерях была и правда хорошая. Если ты был нормальный пацан, то есть – имел чувство собственного достоинства, понимал нормальные шутки, не ныл, разбив коленку, а спокойно наклеивал на нее подорожник и бежал себе дальше, не жрал втихаря печенье под одеялом, не стучал вожатым о разных мелких шалостях своих приятелей – то у тебя 23 дня смены пролетали как поезд-экспресс, только вроде в него сел – уже выходи, приехали.

А если ты был не такой – то тебе не только в лагере, тебе и в своем дворе нелегко придется.

Да, о вожатых – не знаю, как у кого, мне с ними всегда везло. Это были именно что старшие товарищи, у которых не западло было помощи попросить и которых не хотелось подводить на смотрах. Сейчас мне всякие страсти рассказывают о воспитателях в нынешних лагерях, нет повода не верить этим рассказам, но все это печально.

А самое главное — есть повод погрустить о том, что хорошая и отлаженная машина детского летнего отдыха развалилась.

Потому что в лагерях и в самом деле было классно!!!!

Фотография взята из открытого источника

22.08.2016

Раздел «Разное»

«Клуб знаменитых капитанов»

Все больше и больше убеждаюсь в том, что этот блог – он на самом деле блог. То есть сначала я хотел писать о разном, чтобы истории – они как-то чередовались, а сейчас понял – ассоциации рулят.

Вот и сегодня – увидел, что какая-то студия начала благое дело – перевыпуск радиопостановок «Клуб знаменитых капитанов». Врать не стану – уверенности в том, что нынешним детям это будет интересно, у меня нет. И дело не в том, что они глупее или необразованнее тех, для кого это когда-то делалось, просто времена другие, критерии другие и стандарты другие. Для нынешних детей здесь слишком камерная подача материала, вот какая штука. Да и само понятие «радиоспектакль» им, как мне думается, не сильно знакомо. Написали бы на диске «аудиокнига» — оно, может, и сработало бы.

Но взрослые, особенно кто постарше – те послушают с удовольствием, что врать. Например – я. Как минимум – хоть пойму, как это, простите за каламбур – выглядит.

Небольшая вводная, оно же пояснение. «Клуб знаменитых капитанов» — легендарный цикл радиопостановок, на котором выросло не одно поколение советских ребят. Первые передачи цикла вышли в эфир после войны, последняя – в середине 80-х. Кстати, вот только ее я и слышал, если честно.

Смысл постановок был в том, что в некоей библиотеке по ночам происходят собрания знаменитых литературных героев-капитанов – Робинзона Крузо, Гулливера, Дика Сэнда, капитана Немо и так далее. Каждый раз им подбрасывается какая-то загадка и они отправляются ее решать, попутно снабжая слушателей разнообразными знаниями – от географических до исторических. Так сказать – «Поучать, развлекая»

В этом благо деле им помогают разнообразные литературные герои – от Жана Грандье до старика Хоттабыча. И вредят им тоже литературные герои же – от миледи до Джона Сильвера.

В общем – такой литературный капустиник, густо замешанный на реальности, ибо капитаны бывали и на стойках социализма, и отвечали на письма школьников, которые, насколько я понял, получали мешками. Кстати – верю сразу, что так оно и было.

Да оно и не странно – добротная литературная основа и прекрасный музыкальный ряд обеспечивали успех по любому. Кстати – музыку писали только мэтры – Кабалевский, Хачатурян, Александров А если добавить к этому Актеров, которые это все озвучивали, то все окончательно встает на свои места. Абдулов (Осип, не Александр), Сперантова, Плятт, Оленин и даже Качалов – великие, без тени иронии, мастера слова и голоса. Фактически – одни «старые» мхатовцы. Эти люди телефонный справочник на «бис» могли сыграть.

Самое досадное, что я этого всего и не слышал, как было сказано выше. Когда я узнал о существовании КЗК, он уже не транслировался, ибо и часть актеров уже ушла в небытие, и вообще…

Но зато я их читал – и мне это дело очень понравилось!

В середине 70-х часть пьес была выпущена в виде книги под названием «На волне знаменитых капитанов», вот так я и познакомился с этим чудным циклом. Читал я ее не раз и не два, да и сейчас она у меня дома есть.

Хотя один раз я с аудиоверсией столкнулся – ближе к концу 80-х у КЗК был юбилей и под это дело выпустили юбилейную-же программу, вот ее я и послушал. Было забавное все это не читать, а слышать.

А вообще – это тот золотой фонд культуры, который надо как минимум не  забывать. Я своему дал полистать книгу, вроде заинтересовался. Пока, правда, только картинками.

Фотографии взяты из открытых источников

19.08.2016

Раздел «Разное»

Путч 1991 года

 

Однако – 25 лет прошло. Много. Как будто вчера было.

Надо заметить, что про эти августовские дни я могу рассказать многое, ибо я тогда был в Москве, более того – даже отметился на баррикадах.

Но при этом я не буду давать политическую оценку этого события. Тогда я этого не мог сделать, поскольку в голове у меня был ветер, и сама романтика происходящего забивала прочие мысли. Ну – баррикады, кучи людей, танки, «патриа э муэрте».

Сейчас – потому что я не знаю, в какую сторону повернулось бы колесо истории, победи тогда ГКЧП. Может было бы лучше, может – хуже. Мы видим, что стало с независимой и демократической Россией, и кто сможет сказать, что было бы с тоталитарной Россией? А победи тогда не демократы – и нас ждал бы именно этот путь.

Когда я чего-то не знаю, я стараюсь не выносить свое мнение на обсуждение, и оставлять его при себе.

Что же до путча – его я наблюдал с самого начала. Штука в том, что окна моего дома (а я еще жил с родителями в Теплом Стане) выходят прямиком на МКАД, который тогда еще звали «окружной дорогой». Надо заметить, что накануне я был на дне рождения какой-то своей знакомой, уже, разумеется, не помню какой. Было весело, было много вина (сначала) и водки (потом), после были пляски (танцами это было назвать нельзя), а после еще всякого разного. Как я попал домой в районе двух ночи я помнил, как оказался в постели – нет.

Так вот – естественно, что голова у меня начала болеть еще во сне, а потом в него вмешались какие-то жутко неприятные звуки, вроде грохота, которые меня и разбудили. Сон ушел, грохот остался. Я встал, глянул в окно и офигел – по окружной шли танки.

Вот тут-то мне и стало страшно. Рассказывали мне о таких вещах опытные люди. Сначала танки, потом чертики, потом «Кащенка».

Тут надо пояснить. Страну, понятное дело, вовсю колбасило, но танки на окружной, которые сейчас никого не удивят и послужат разве что только фоном для селфи, тогда были даже не нонсенсом, а чем-то из ненаучной фантастики.

Перепугавшись, я рванул на кухонный балкон, где увидел родителя. Он стоял, курил и глядел на громыхающую колонну военной техники.

— Бать – вкрадчиво спросил у него я – Это чего?

— «Т-80», надо думать – невозмутимо ответил мне он – А может, какая другая модель, я за этим не слежу. Вот кабы самолеты были – тогда да.

— А зачем? – показал рукой на окружную я.

— Помер кто-то – со знанием дела вместо отца ответил мне сосед дядя Коля, тоже вылезший на балкон – По телевизору «Лебединое озеро» показывают. Может, Меченый?

— От него дождешься – не согласился с ним батя – Он нас с тобой переживет.

Михаила Сергеевича мой отец не любил, но в последнем суждении, увы, оказался прав, как показало время.

Если кому интересно – я тоже не люблю Горбачева и тоже думаю, что он и меня переживет. Он, по ходу, не из Ставрополья, он родился в горах Шотландии 400 лет назад и жив до сих пор.

Но это ладно, вернемся к утру 19 августа 1991 года.

Мое любопытство было распалено, и я набрал Лешку Ахмылова, который всегда все знал.

— Путч – коротко ответил на мое «Слушай, тут танки!» — Переворот, значит. Введен чрезвычайный режим…

Я же говорю – он всегда все знал. Как ему это удавалось во времена, когда про интернет никто даже ведать не ведал – мне неизвестно, но он — знал. Даже про Янаева знал.

Не стану врать – я сразу на баррикады не побежал. Путч – путчем, а у меня и другие дела были, так что на Манежку я попал только часам к четырем дня.

Сразу хочу сказать всем – не верьте тем, кто рассказывает про «в едином порыве», про «и стар, и млад», и про «днем и ночью, не смыкая глаз». Враки это все. Идейных чудиков там было всего процентов тридцать, вот они как раз горолопанили там днем и ночью в едином порыве. А остальные были зеваками, вроде меня и моих приятелей. Ну, забавно же – танки, баррикады… Впрочем, это я уже писал.

Народ фланировал туда и сюда, где-то бренчали гитары, и вообще все это больше напоминало выезд «на картошку». Колорита добавляли бабушки с кастрюлями, радостно кричавшие «Пирожки, недорого». Потом говорил про то, что кормили бесплатно, но лично я ничего такого не видел.

На следующий день я вообще никуда не поехал. Там такой дождь ливанул, что мне и в голову не пришло защищать демократию. Нет, если бы солнышко и тепло – тогда да. А под ливнем – нафиг-нафиг.

К третьему дню мы все привыкли к тому, что где-то стоят баррикады, но тема уже потеряла свою актуальность, и я отправился гулять в Сокольники с подружкой третьедневошной именинницы. Как выяснилось, я с ней телефонами обменялся, она два дня прождала, а на третий сама позвонила. Я был очень удивлен этим фактом и не сразу вспомнил ее имя, но это не помешало мне рассказать трогательную историю про то, как я постирал джинсы с ее телефоном, а после, как неистовый криптограф пытался выяснить, что же там за цифры были написаны, на этой слипшейся бумажке. И что я обзвонил уже 288 человек, пытаясь найти ее, единственную и неповторимую, и был готов сидеть верхом на телефоне до тех пор, пока не услышу в трубке ее голос. Не знаю, поверила она мне или нет, но результат воспоследовал, и 22 августа 1991 года, первый день новой России, я встретил не дома, в Теплом Стане, а на Красногвардейской, в милой и уютной «однушке», облепленной плакатами группы «Маленький принц».

Так что от путча у меня остались самые приятные воспоминания.

Что же до того, как оно могло быть, если бы… История не знает сослагательного наклонения. Но почему-то мне кажется, что если бы те ораторы и активисты знали, что их и страну ждет в ближайшие лет десять, то может они и не стали бы делать то, что сделали. Но, повторюсь – это не та тема, по которой я могу вынести хоть какое-то суждение. Да и не хочу я этого делать.

Фотография взята из открытого источника

17.08.2016

Раздел «Разное»

«Wolf 3D»

Сегодня смотрели с сыном телевизор и там показали пару моментов из игры, которая значится в заголовке сегодняшнего поста.

— Па, ты чего? – с недоумением спросил у меня сын, удивленный тем, что я радостно загоготал, потыкал пальцем в экран, а потом еще и похлопал себя по ляжкам.

— Так это самая великая игра в мире – ответил я ему – Все «шутеры» вышли из подземелий замка Вольфенштейн, кроме, пожалуй, только «Серьезного Сэма». Он вышел прямиком из преисподней.

Помучившись с «виндой», я все-таки запустил это дело на своем компьютере и…

— Это игра? – с сомнением спросило мое чадо, недоверчиво глядя на корявые фигуры – А где красивый вступительный ролик? И что это у него в руках? Это нож? Какой же это нож?

Из сыновьего уважения он еще пару минут посмотрел на то, как я азартно режу овчарок в тюрьме, а потом прихватил планшет, и через минуту до меня донеслись звуки, свидетельствующие о том, что он снова мутузит кого-то своим любимым Джонни Кейджем.

И знаете, я даже не обиделся и не расстроился. Он дитя другой эпохи, для него компьютеры немыслимых для нас когда-то мощностей – это норма. Он вообще в свои семь лет с планшетом управляется шустрее меня, взрослого дядьки. Меня только и хватает на то, чтобы в «Спрингфилде» Гомера послать жрать перец да погоду на нем оглядеть.

И как ему понять, что мы с Андрюхой Орловым испытали в тот момент, когда осенним днем 1993 года увидели на мониторе (с защитным экраном на веревочках) вот ЭТО!

Все было как настоящее. До этого в играх герои были плоские и ходили по прямой, а тут – смотришь как своими глазами, сам идешь, сам стреляешь, тайники в стенах открываешь, а там золота видимо-невидимо! А то еще и враг стоит, затаившись, ты дверь откроешь – и он тебя убил.

Из автомата огонь пыхает, если сильно ранен – то вся рожа в крови, если собака грызет – то это вообще офигеть что такое!

Эта игра открыла для нас мир по ту сторону экрана, где все как в жизни.

Конечно, уже через пару лет, после «Дюка Нюкема» и других игр такого же класса, недостатки «Вульфа» были видны невооруженным глазом. Сюжета нет, коридоры однообразны, видов противника – всего-ничего, тактика боссов – примитивная, «пасхалок» нет, оружие не то, что не разнообразно, а просто никакое. Можно было все это найти, но мы – не искали.

Этой игре просто все вышеперечисленное не нужно. Она хороша и гениальна в своей простоте. Потому и шпилить в нее можно было до потери пульса. И ведь – не надоедало.

Я как-то, году в 1994, в конторе у Лешки Ахмылова, где он работал ночным сторожем, рубился в нее всю ночь, часов с 10 вечера часов до 6 утра. Реально, только покурить ходил и пивка выпил с Лехой. И – нормально. Правда в метро утром фигня вышла. Когда двери вагона с шипением открылись, я мышку искать начал, чтобы если что врагов завалить.

Кстати – потом еще вторая часть вышла, но вот как-то не пошла она. Может, дело было в том, что уже появились первые «Doom» и «Quake», может, еще почему, но не пошла. Не то.

А сегодня я прошел весь первый эпизод, все его уровни, понимая, что даже через такую бездну лет я помню, если не каждый поворот, то уж стены с тайниками – точно.

И мне было хорошо.

Фотография взята из открытого источника

16.08.2016

Раздел «Книги»

«Джин Грин – неприкасаемый»

Такая штука выходит, что посты иногда получаются однобокие. Например – о несколько подряд только книгах или о напитках. Я по этому поводу сегодня напрягся было немного, даже попытался написать о городском транспорте, но потом понял – не получается текст. А значит надо писать о том, что хочется, а уж читатели – они рассудят, нравится им этот пост или нет. Если нет – читать не станут, а если нравится – так и хорошо. И потом – это же не книга, а заметки на полях, тут текущий шаг не ведет к пяти последующим.

Потому – немного о «Джине Грине», вот нахлынули на меня почему-то сегодня воспоминания об этой книге.

Наверное, это самый необычный роман из тех, что были написаны в 60-70 годы в СССР.

Во-первых – благодаря авторам. На титульном листе значился некий Гривадий Горпожакс, а за ним скрывались Горчаков, Поженян, Аксенов. Два профессиональных разведчика и один нереально модный и популярный молодой автор.

Кстати – Поженян прошел всю войну. Это был человек невероятной храбрости и везучести. Видели фильм «Жажда»? Если нет – посмотрите непременно. Там рассказывается о группе советских солдат, которые захватили и удерживали насосную станцию близ Одессы, в местечке, где уже стояли немецкие войска.  Одесса задыхалась от жажды, и эти отчаянные ребята дали туда воду. Поженян был среди них – и выжил, наверное, единственный из этой команды. При этом его фамилия значилась на памятнике, поставленным в память об этом подвиге.

Так вот – эти три талантливых человека собрались вместе и написали книгу, которая моментально стала супербестселлером. Мой батя так и не смог ее достать тогда, в 1972 году – а у него были связи, как-никак — авиация. Но – на почитать добыл, а насовсем – не удалось.

О чем книга? Она в первую очередь – о западном образе жизни. Конечно – немного утрированно, конечно – где-то гротескно, но о нем. Про то, как живут там. Что примечательно – многое из описанного оказалось абсолютно верным. Например, в моем любимом «КФС» поедая ножки я всякий раз вспоминаю беседу двух гангстеров о том, что для этой сети закусочных выращивают кур сразу с двенадцатью ногами.

Еще она о людях. О юноше, который запутался и вместо того, чтобы просто жить-поживать, подался в американскую армию. О бывшем эсэсовце, который стал его наставником. О миллионерше, влюбившейся в юношу. О простых и славных советских людях, которые объяснили юноши, с какой стороны масло на бутерброде.

Одни штампы – скажете вы. Ну да, это они. Но штука в том, что эти штампы были облечены в такую потрясающую форму и снабжены такими деталями, что это глоталось в один присест.

А еще – это сейчас подобное штампы. Мы же были ребятами неизбалованными.

И еще – эти три автора – они были большие умницы. Цензура даже не разглядела того, что все, описанное «там» куда ярче и самобытней тех событий, которые происходят «здесь». Последние главы, в которых главный герой меняет нравственные ориентиры – они беззубы и тусклы. Оно и понятно – их скорее всего авторам писать было куда менее интересно, чем те, действие которых происходило в Штатах или Вьетнаме.

Впрочем, цензура не дремала и первый тираж «Джина Грина» оказался последним. Хотя, может дело и не в этом. Аксенов вскоре после этого свалил за границу, так что и это могло стать причиной «замораживания» книги.

Тем не менее она осела в домашних библиотеках, и лично я прочел ее году в 1987, мне ее дал на пару дней одноклассник Сашка Самойлов.

Что я могу сказать? Впечатлило крайне, и это при том, что на дворе уже стояла перестройка. Какой же культурный шок был у тех, кто читал ее в 70-х?

А потом грянул все тот же «книжный бум» (см. выше) и у меня появился свой «Джин Грин» (см. фото).

Кстати – неслучайно поместил сюда не «каноническую» обложку 1972 года, а вот эту. У меня была именно такая книга. Я уже который год все собираюсь найти и купить то, старое издание, благо – не такая это библиографическая ценность, да все забываю это сделать.

Так что – кто не читал эту книгу – рекомендую. Она сейчас, понятное дело, выглядит наивной и даже где-то примитивной, но потрясающий стиль, язык и яркие характеры героев перекрывают эти ее недостатки.

Фотография взята из открытого источника

15.08.2016

Раздел «Пресса»

«Уральский следопыт»

Этот замечательный журнал уже упоминал кто-то в комментариях, из чего вывод – не я один в детстве его читал. Но – обо всем по порядку.

Году эдак в 1986 мой родитель, заметив, как я радуюсь очередному рассказу Булычева в «Юном технике» (по-моему, это были «Два билета в Индию») сказал мне:

— Двадцать страничек. Несерьезно. Надо тебе «Уральский следопыт» выписать, вот там фантастика – так фантастика.

И – выписал. Батя всегда держал свое слово.

Надо заметить, что в ожидании чудо-журнала я даже поискал его в библиотеках – и не нашел. Не выписывали московские библиотеки уральские журналы.

А коварный батя знай подливал масла в огонь, под конец даже сказав, что ему и «Мир приключений» в подметки не годится. А «Мир приключений» — это, знаете ли… Ну, кто читал этот альманах – тот знает, о чем речь. Ну, а кто не знает – ждите соответствующего поста.

Так вот первый, январский выпуск пришел только в конце февраля 1987. Уральский хребет далеко, почта тогдашняя от нынешней отличалась не сильно, разве только что ценами. А так – все тоже самое.

Но это ладно. Главное – он пришел. Честно скажу – внешне он меня не впечатлил. Серая бумага, обложка… Мягко говоря – невзрачная. Да и содержание – подкачало. Я-то ждал толстенного тома с фантастикой, а тут – с самого начала стихи какие-то, беседа с комсомольским вожаком.

Мудрый родитель похлопал меня по плечу и сказал:

— А ты чего хотел? Это ж первый номер года, куда им деваться.

И – да. Уже в третьем номере обнаружилась чумовая повесть «Контрибуция» по 1918 год (кстати, именно по ней в 2015 году сняли очень неплохой фильм с Матвеевым и Боярской. На самом деле неплохой), в четвертом – интервью с Стругацкими, а в пятом…

В пятом началась публикация совсем первого тома нового романа Крапивина «Острова и капитаны»!!!  Вообще нового, который в книжке невесть когда выйдет. Причем это было не пять-десять страниц текста, как в «Пионере», а страниц под двадцать-тридцать, то есть – от души.

Кстати – «Острова и капитаны» в книге вышли уже после перестройки. Но о Крапивине и его книгах – это не сегодня. Я из «крапивинских мальчиков», так что о Командоре будет несколько отдельных постов.

Отдельно замечу – «УС» был вотчиной Командора, там было опубликовано очень много его новых книг еще до выхода в виде книги. Значительно больше, чем в «Пионере». Причем – лучших книг! Например – «Голубятни на желтой поляне» или «В ночь большого прилива». Кабы батя сообразил дать мне свой совет раньше, то на «Голубятню» я бы успел, она с 83 по 85 публиковалась. На «Прилив», правда, нет, в 1977 я читать еще не умел.

Какие там «Вокруг света» и «Юные техники», они мигом были забыты!

А «УС» продолжал меня добивать. Рубрика «Твой друг фантастика», где публиковались и мэтры, вроде Севера Гансовского, и начинающие авторы, вроде Степана Вартанова, Владимира Васильева и Василия Головачева. Да-да, того самого Головачева, который лет через десять тряхнет страну «Смершем-2» и «Тенью Люциферова крыла». Да и остальных авторов любители фантастики хорошо знают.

Первый номер 1988 отметился «Чакрой Центавра» Ольги Ларионовой, заставив меня задуматься о том, что не худо бы про этот журнал никому не говорить, а то ведь зачитают.

Надо заметить, что этот журнал куда быстрее остальных адаптировался в новом времени, которое наступало. В Москве только «МК» и «Ровесник» начинали писать про молодые рок-группы, а «УС» еще в начале 1988 забабахал большое интервью с только-только начинающей сотрясать сцену группой «Наутилус помпилиус», а еще через номер – с «Чайфом». Нет, оно понятно – все эти молодые ребята были из Екатеринбурга, то есть – земляки, но важен факт. Причем мало того, что брали интервью, они еще и фотки выкладывали!  А это — дорогого стоило.

Я выписывал его года до 1991, потом — перестал. Почта почти перестала работать, да и не до прессы мне уже было. Опять же книжный голод – он завершился. Об этом я писал буквально на прошлой неделе.

Но теплые чувства к этому журналу и первое издание «Островов и капитанов» я сохранил до сих пор.

Кстати – он ведь и сейчас выходит. И, скажу я вам, – вот там фантастика – так фантастика!

Фотография взята из открытого источника

13.08.2016

Сериал «Сверхъестественное»

Те, кто читает мой блог (а мне хочется верить, что его все-таки читают), уже заметили, что иногда день сегодняшний побуждает меня писать о нем. Как правило, подобные позывы провоцируют некие события, которыми хочется поделиться. Вот и сегодня – такой пост.

Вчера я досмотрел очередной, уже 11 сезон…

Нет, не так.

Я люблю «Сверхъестественное». Это свершившийся факт и мне совершенно безразлично, кто что по этому поводу скажет. Просто в последнее время только и слышно «Уже не то», «Сколько можно», «Затянуто», «Это просто «Санта-Барбара» какая-то». Возможно, все оно и так. Но вот мне – нравится.

Что забавно – про мои книги пишут то же самое. Возможно, что и в этом случае дело обстоит тоже именно так. Даже почти наверняка, в отличии от «Сверхъестественного»

И тем не менее – я люблю этот сериал. Смотрю я его с первого сезона, который на удивление быстро появился на нашем ТВ. Мы с женой посмотрели по Рен-ТВ первые две серии, сказали в один голос «Ух ты!» и я полез в сеть качать следующие.

И с тех пор год за годом я живу в унисон с братьями Винчестерами. За это время они успели найти и потерять отца, влезть в разборки с ангелами и демонами, свести знакомство с Смертью, королем ада Кроули (блин, он и крут!), Каином и Тьмой, массу раз умереть и воскреснуть и еще много чего.

Мои свершения поскромнее – я всего лишь женился, у меня родился сын и я стал писать книги, которые, к моему же великому удивлению кто-то читает.

Но одно нас роднит – и я, и они занимаемся делом, которое нам нравится.

Не стану скрывать – сеттинг этого сериала оказал на меня большое влияние. На меня, как на автора. Нет, я ничего никогда оттуда не заимствовал, кроме, пожалуй, «Шевроле «Импалы» и слова «очешуеть». Ну, и пару пасхалок в текст вставил.

Но сам сеттинг, смесь реальности и древних легенд, которые абсолютно органично существуют в сегодняшнем дне… Да-да, у них есть Гейман с «Американскими богами», у нас – «Дозоры» и Артем Каменистый, который несомненно является верховым жрецом какого-то могучего ордена, поставившего себе на службу массу трудолюбивых эльфов – но тут-то другое.

Братья Винчестеры существуют в двух мирах абсолютно органично. Если они и рефлексируют, то только по серьезному поводу, вроде того что в бургере мало бекона или там что холодильник в машине сломался. А все запредельные дела – они могут их раздражать, злить, смешить – но это их жизнь, и они относятся к этому как к жизни. Вот это – подкупает, потому что в это веришь.

Ангелы – высокомерны и аристократически невыносимы, демоны – те же гопники, Кроули – вообще душка, Кас – идеалист. Эти сущности — ровесники сотворения мира, но при этом они абсолютно достоверны.

А братья – обычные парни, которые попадают в переплет за переплетом. Правда, в последних сезонах появилась такая тенденция, что чем больше они исправляют своих ошибок, тем хуже обстоят дела у человечества. По ходу – это серьезная проблема.

Но самое главное, повторюсь – в них веришь. На уровне чувств – веришь. Потому что – написаны они с любовью и сыграны с душой. Зритель – он не дурак, его не обманешь.

Именно этим меня берет сериал. Ну, и еще «городскими легендами» в новом изложении, я большой их любитель.

Так что – пусть «Сверхъестественное» не кончается. Кстати – написал это, и понял тех, кто призывает не закруглять «Файролл». Может, правы они, а не я?

Фотография взята из открытого источника

12.08.2016

Раздел «Разное»

Гранёный стакан

Вообще-то я сначала хотел написать про автоматы с газированной водой, но потом подумал, что про «Соки-воды» я уже писал и отложил эту тему на потом. Но зато на ассоциации возник предмет, о котором нельзя не упомянуть – граненый стакан.

Количество граней, против многих утверждений, у него варьировалось. Видел я стаканы и с 10 гранями, и с 16 и даже с 17, что было редкостью. А с 20 гранями у меня и сейчас дома есть.

Зато вот емкость в нем всегда была единая – 250 грамм.

У Лавренева есть такое произведение «Рассказ о простой вещи». Мне до классика соцреализма далеко, да и смысл его рассказа – он в другом. Но при этом граненый стакан – это самая простая и расхожая вещь времен СССР, встречающаяся вообще везде.

Его можно было увидеть в поезде дальнего следования и в любом казенном учреждении, в школах и магазинах, на улицах и в кино.

Про палатки и бочки с квасом, «Пельменные», «Сосисочные», «Рюмочные», «Блинные», «Пирожковые» и просто «Столовые» — я даже не говорю. Как без него в этих местах?

Там него наливали неимоверно сладкую буро-коричневую массу, которая по недоразумению называлась «кофе». Сгущенки в те времена не жалели, потому ее было больше, чем собственно «кофе».

Лился в него и компот – тоже невероятно сладкий, но гораздо более вкусный. Делали его из сухофруктов, которые приезжали из южных республик, потому на дне стакана можно было найти и круглый ломтик груши, и сморщенный изюм, и курагу, и вовсе уж экзотический финик. А еще там был песок. Сухофрукты везли в мешках, и в чаны, где приготовлялся компот, сыпали из них же, так что он перекочевывал потом прямиком в стакан. Вкус, правда, от этого не ухудшался. Крайне уважаемый мной А. В. Макаревич в одной из книг даже писал, что именно этот песок придавал общепитовскому компоту часть вкуса.

Ну, и само собой, он стоял во всех автоматах с газированной водой, которых было без счета в городах и весях СССР, радуя детей, прохожих и граждан, соображающих «на троих».

Кстати – вот это «на троих» — это тоже благодаря граненому стакану. В какой-то момент винно-водочная промышленность начала выпускать «поллитры», которые никак не делились на двоих, в отличии от прежних 200-граммовых «чекушек». Зато на троих – запросто, и именно граненый стакан был честным мерилом в среде выпивающих в парках, дворах и аллеях граждан.

Надо заметить, что культура людей тогда была высока, и изъяв из автомата стакан для известных мероприятий, его после непременно возвращали обратно, и даже не забывали помыть, поставив в отверстие на корпусе и нажав на него ладонью.

По крайней мере мы всегда поступали именно так.

Что приятно – граненый стакан пережил все треволнения вместе со страной и остался самим собой. Более того – он востребован и я, например, газировку и квас предпочитаю употреблять только из него. В нем она вкуснее.

А другого ничего я давно уже не пью.

Ах, да, забыл указать важный факт – говорят, что придумала граненый стакан великий советский скульптор Вера Мухина, та, что создана «Рабочего и колхозницу». Верю сразу. Вещь практичная, удобная и надежная одновременно, такое только наша женщина могла сделать.

10.08.2016

Раздел «Книги»

Книжный бум начала 90-х (окончание)

«Дикий» рынок книг в России на самом деле существовал не так уж и долго. Основной бум пришелся на конец 80-х – начало 90-х, но уже году к 1993 все пошло на спад.

Дело было даже не в том, что читателей стало меньше, дело было в том, что на рынок стали приходить серьезные игроки, которые имели не только желание по-быстрому рубануть легких денег, забабахав за пять копеек на почти разорившихся полиграфических комбинатах тираж очередного шедевра с громким названием вроде «Вампиры Кремля». Эти издатели понимали – нужна стратегия, нужна концепция – и тогда у них есть шанс захватить приличный сегмент рынка, поскольку свобода печати и предпринимательства, похоже, пришла надолго.

Первым серьезным игроком лично я считаю питерский «Северо-Запад», политикой которого на его старте, году в 1991, рулил Геннадий Белов. Именно этот человек познакомил меня и еще невесть какое количество людей с настоящей фэнтази, на которой можно ставить знак качества.

Началось все с Муркока. По зиме 1991 на прилавках появилась очень недорогая и невзрачная с виду книга с синей «волосатой» (это когда потер обложку – и на пальцах остались волокна от бумаги, пошедшей на нее) обложкой, цифрой «1» на корешке и названием «Повелители мечей». Так стартовала одна из самых именитых серий фэнтази, в народе известная как «желтая серия».

«Желтая», правда, она стала не сразу, еще несколько томов вышло с картонными дешевыми обложками, но зато бешеным тиражом и с копеечной ценой. Они приучали читателей к мысли, что «СЗ» фуфло не выпускает.

Следом за Муркоком был выпущен Ланье, первые две повести «Янтарных хроник» Желязны (правда его почему-то обозвали Зилазни) и Андре Нортон с началом цикла о «Колдовском мире».

А потом вышел «Властелин колец», тот самый знаменитый «Северо-Западный» однотомник с книжкой приложений.

Сегодня это уже библиографическая редкость. Нет, купить его можно, но – тем не менее. И, кстати, долгое время был единственным, которое собрало все три тома под одной обложкой, в следующий раз однотомником Толкиен вышел только в следующем веке, в «Азбуке».

А еще — именно с него идет отсчет «желтой серии», он был первым «суперским» изданием. Издатель, поняв, что читатель завоеван, перешел на более презентабельную форму. Теперь это были псевдокожаный переплет и «суперобложка» желтого цвета, причем – серийная. То есть – на полке выстраивался ряд однотипных книг, что всегда радует глаз библиофила.

Года три «СЗ» исправно снабжал читателей отменной литературой – Лаумер, Пратт, Лейбер, Маккенфри, Курц, Пол Андерсен, Ле Камп – там очень большой список.

Но и это не все. В 1992 Белов делает следующий шаг – в начале осени на «развалах» появляется толстая книга с названием «Конан и четыре стихии», включающая в себя три романа о самом популярном фэнтази-герое.

Тут я много чего могу написать и рассказать – но оставлю это дело для отдельного поста. А то и двух, ибо сага о Конане для меня значит очень много.

Последним же проектом Белова в «Северо-Западе» стала «Сага о копье» — но и это тема отдельного поста. После он уходит в «Азбуку» — и та резко поднимает свои ставки, начав выпускать «Сагу о великом воителе» и продолжив «Сагу о копье»

Тем временем не дремлют и другие издательства.

В 1992 году выпускает первые книги в серии «Фантастический боевик» молодое московское издательство «Альфа-книга» (или тогда еще «Армада»?). Сначала это иностранные же авторы, но из первого эшелона – Берроуз, Картер, Фармер. Хотя, ради правды, там мелькают и имена отечественных авторов, из известных – Павлов, Головачев, Гуляковский.

Свой сегмент рынка начинает забирать себе «Эксмо». Поняв, что народ наелся крепкими американскими парнями с квадратными челюстями и сигаретой в углу рта, оно запускает две титульные серии – полноформатную «Черную кошку» и «покетбуки» «Русский бестселлер». Чикагских гангстеров сменяют отечественные братки и народ воет от восторга, сметая тиражи с прилавков. Проза жизни – она всегда в чести.

Впрочем, и про другие жанры «Эксмо» не забывает.

«Терра» тем временем прибирает к рукам классику жанра, выпуская под брендом «Классическая библиотека приключений и научной фантастики» многотомники Конан Дойла, Майн Рида и других отцов-основателей.

Увидев, что наше читают не хуже «ихнего», а может, даже и лучше и другие издательства начинают экспериментировать. В 1994 году «Азбука» выпускает «Волкодава» Марии Семеновой и «Гибель Богов» Ника Перумова, буквально взрывая мозги читателей. Я прекрасно помню, как читал эти книги, буквально рыча от восторга.

Нет, «Кольцо тьмы» Перумова уже вышло в «желтой» серии «Северо-Запада», но то был сторонний мир. А тут – оригинальный, мрачный, напоенный древними легендами. Это была бомба. Причем – отечественная бомба!

Ради правды, надо упомянуть еще одного отечественного автора, который даже опередил Семенову и Перумова. Речь идет о Юрии Никитине. Его великолепные «Трое из леса» вышли в «Равлике» на год-полтора раньше, но выстрелили почему-то позже, уже тогда, когда его публиковал «Центрполиграф»

Вот где-то в это время и кончилось книжное издательское раздолье для всех желающих. Рынок сформировался, прозвучали слова «авторское право», появилось понятие «редакторский портфель», и сторонним игрокам, тем, кто не понимал, что времена изменились, на нем нечего было больше делать. Нет, новые издательства появлялись, и появляются по сей день, но дилетантов больше на эту поляну не пускали.

В 1994-1995 году мелкие издательства лопались с той же интенсивностью, с которой когда-то появлялись. Или даже не лопались, а просто тихо умирали. Наступала новая эпоха.

Фотография взяты из открытого источника

09.08.2016

Раздел «Книги»

Книжный бум начала 90-х

В конце 80-х ветры свободы над 1/6 частью суши дули все сильнее, народ потихоньку начал понимать, что времена меняются, а некоторые граждане, те что посмекалистей, даже сообразили, что уже можно делать то, чего еще вчера делать было нельзя.

И они начали действовать. Кто-то рванул «челноком» за товарами, комсомольские вожаки начали раскручивать видеосалоны и оптовую торговлю техникой, а кое-кто подался в издательский бизнес, который обещал огромные прибыли.

И они (прибыли) не заставили себя ждать.

Уже к началу 90-х везде где только можно и даже где нельзя появились столики на металлических ножках просто до отказа забитые книгами в цветастых обложках. Им тут же присвоили название «книжный развал». Почему «развал» — никто объяснить не мог.

Наш народ, привыкший к тому, что хорошую книгу сначала надо поймать, а потом беречь, чтобы не зачитали не мог поверить своим глазам – Чейз, Макдональд, Азимов и еще куча совершенно незнакомых им авторов лежит вот так, просто. И ты можешь прямо-таки взять и это купить! Если, конечно, у тебя есть деньги.

Издательства росли как грибы после дождя, их было не просто много, а невероятно много. «Равлик», «Хронос», «Тролль», «Фантакрим», «Аргус» — замучаешься перечислять. И это только из двух столиц, а еще были прибалтийские издатели, молдавские и даже грузинские.

О соблюдении авторских прав не думал вообще никто, каждый печатал то, что хотел. Причем частенько один и тот же роман одного и того же автора можно было встретить под пятью-шестью разными названиями. Например, роман Чейза «Как дырка в голове» (Like a Hole in the Head) я видел минимум по шестью названиями, причем некоторые из них были вообще очень труднообъяснимы. Как вам – «Клеймо «Красных драконов» или «Хиппи на дороге»?

С Чейзом вообще все было интересно. Его практически монополизировали усатые генацвале из Тбилиси, основавшие издательство с труднопроизносимым названием, что-то вроде «Хеловнеба». Они выпускали по два тома Чейза в месяц в течении лет, наверное, трех, причем в каждом томе было по 4-5 романов известного автора. Все бы ничего, но вот только он (Чейз) за свою жизнь написал всего то ли 42, то ли 46 романов. Откуда взялись все остальные, знают только Кавказские горы. Ради правды стоит отметить, что качество издания – обложка, бумага, перевод – было очень высокое, что в те времена являлось редкостью.

Да что Чейз. Куда сильнее досталось уважаемому мной Майклу Муркоку. Его вот не печатал только ленивый, причем при составлении сборников (а его, как правило, печатали сборниками, в силу того, что произведения у него невелики) никто не учитывал тот факт, что чаще всего одна книга является продолжением другой. Повезло только «Хроникам Корума», «Северо-Запад» опубликовал сначала первую часть трилогии, а после и вторую в хорошем переводе и последовательно. Остальным повезло меньше.

«Хроники Хокмуна» обозвали «Рунным посохом», что, в принципе, отвечало содержанию четырех романов и даже первоначальному авторскому названию и издали колоссальным тиражом, причем сделали это сразу несколько издательств – от «Северо-Запада» до каких-то вообще никому неизвестных.

Но вот только почему-то никто не стал переводить оставшиеся три части, входившие в этот цикл и лично я аж до 1996 года был уверен в том, что тем все и кончилось, что почти все погибли, а главный герой сошел с ума. Каково же было мое удивление, когда «Меч и посох» опубликовал окончание этих «Хроник» и я выяснил, что погибли не все.

Но Хокмун еще повезло, если по кому и проехались катком, то это по Эльрику из Мельнибонэ. Наивный Муркок не подозревал, творя произведения о нем в форме сборников рассказов, что в далекой России их и не подумают печатать последовательно, а просто будут выбирать те, у которых названия наиболее звучные. А все было именно так, и читателям приходилось догадываться, кто такой Мунглум из Энвера и с какого перепуга он вдруг начал таскаться с принцем-альбиносом. Одно хорошо – заглавный роман цикла печатали в любом издании, так что хоть было понятно – кто такой этот Эльрик вообще.

Но это частности, а вообще это были не такие уж плохие времена. Ну да, вместе со стоящими книгами, с Гариссоном, Шекли, Говардом, Спиллетом, МакКаммоном и многими другим ливанул целый поток и очень-очень средней литературы, всякие «Звездные выродки» и «Приключения космической шлюхи», но в принципе – и на эти книги находился свой читатель. В конце концов, для многих тот же Говард тоже был низкопробной литературой.

Но о Говарде и нескольких издательствах, переживших 90-е – поговорим завтра.

Фотография взяты из открытого источника